| 28 марта, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Петр Козлов, Светалана Субботина
Российские некоммерческие организации (НКО) развиваются со значительным перекосом в сторону общественного контроля и экспертизы в отличие от западных стран, где они гораздо больше ориентированы на социальные услуги гражданам. Поэтому власти необходимо провести «переструктуризацию» — повысить долю социальных услуг в сфере НКО, а для этого определиться с потребностями и стратегическими приоритетами. К такому выводу пришли авторы доклада о реформировании системы НКО, который подготовил Фонд развития гражданского общества экс-руководителя управления внутренней политики Кремля Константина Костина.
Если в «развитых странах» социально ориентированные НКО составляют примерно 60–70%, говорится в докладе, то в России эта цифра на несколько порядков скромнее — лишь 13,5%.
Чтобы гармонизировать структуру власти, стоит поддержать социально ориентированные НКО. Речь в первую очередь идет о тех организациях, которые занимаются социальной помощью — поддержкой бездомных, инвалидов и малообеспеченных. Также в фонде Костина хотят поддержать и НКО, занимающиеся просвещением, культурой, досугом и детской проблематикой — проблемами сирот, усыновления, насилия в семье.
К примеру, говорится в докладе, в помощь Минобразования могли бы быть поддержаны НКО, разрабатывающие различные формы дошкольного образования и детского отдыха. В сфере ответственности МВД могли бы быть активнее поддержаны НКО, работающие с потерпевшими и занимающиеся профилактикой преступности.
Если структура сектора НКО изменится и организации будут больше заниматься понятными людям проблемами, то граждане станут больше доверять самому институту некоммерческих организаций, говорит Костин.
— Присутствие в информационном поле представителей НКО растет, а доверие и осведомленность об их деятельности, cудя по исследованию, — нет. Потому что информация идет мимо. Людей не в первую очередь интересуют контролирующие функции. Не может быть, чтобы на одного работающего было семь проверяющих и советчиков. Нужна обратная пропорция, — поясняет он.
Представители многих известных НКО с выводами экспертов не согласны.
— Непонятно, по каким критериям организации разделяются на социально ориентированные и иные. Я за 14 лет работы в некоммерческом секторе не видел социально дезориентированные НКО. Даже политические НКО социально ориентированны. Потому что содействуют реализации граждан на конституционное право на участие в управлении делами государства, — сказал руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.
А глава российского Transarency International Елена Панфилова утверждает, что Костин приводит неправильные цифры.
— Я бы не сказала, что у нас мало организаций, которые занимаются оказанием социальных услуг гражданам. Наоборот, их больше, чем организаций, занимающихся реальным гражданским контролем, — говорит она.
Ранее «Известия» писали о том, что уже с 2013 года администрация президента планирует постепенно вносить изменения в действующую схему выдачи грантов. Основная идея заключается в том, чтобы сделать процесс полностью прозрачным, начиная с момента начала отбора проектов организаций (планируется публиковать полный список претендентов на финансирование, чего раньше не делалось) и их полной финансовой отчетности и заканчивая созданием черного списка недобросовестных НКО. Вместе с этим Кремль официально сообщил о том, что бюджет президентских грантов в 2013 году вырастет с 1 млрд до 3 млрд рублей.