Мнения
Об оппозиции, переносе даты выборов и рычагах влияния на электорат
Константин Костин в интервью ИА REGNUM рассказал о сюрпризах прошедших выборов, предложениях по переносу даты единого дня голосования и региональном контексте.
ИА REGNUM: Константин Николаевич, на прошедших 8 сентября выборах было три главных сенсации: Навальный в Москве, Ройзман в Екатеринбурге и Ширшина в Петрозаводске. Прокомментируйте, пожалуйста, их.
Из всех трех вами названных результатов наиболее неожиданной стала победа Галины Ширшиной в Петрозаводске. Ситуация, конечно, старая и обусловлена затяжным конфликтом (более десяти лет) между городской и республиканской элитой. Он серьезно обострился перед выборами. Мэр Левин представлял региональную власть, кандидат от "Яблока" Эмилия Слабунова - городскую. Слабунову сняли, вместо нее была выставлена Ширшина. До этого она была запасным кандидатом, ее мало кто знал, даже фамилию неправильно произносили. Но ее поддержали политическим, медийным и прочим ресурсами - и неожиданно, всего за несколько недель, обеспечили победу. Думаю, после подведения итогов, Ширшина и сама была в некотором шоке.
Если говорить о Ройзмане - то о возможности его победы мы говорили еще в двадцатых числах августа. Было очевидно, что борьба идет серьезная и он имеет шанс выиграть эти выборы. Ройзмана почему-то сейчас принято причислять к несистемной оппозиции. Это, как минимум преувеличение, он никогда не примыкал к белоленточному движению. И входит в состав "Гражданской платформы" Михаила Прохорова.
На выборах мэра Москвы было, на самом деле, две неожиданности: низкая явка и третье место кандидата от КПРФ. Коммунистическая партия утратила статус главной оппозиционной силы в Москве. В том, что за Навального проголосовали более 600 тыс. человек, никакой сенсации нет. За Михаила Прохорова в Москве на президентских выборах проголосовали почти 900 тыс. человек. И те 27%, которые получил Алексей Навальный, были получены им за счет низкой явки лоялистского электората и высокой степени мобилизации своих сторонников. При явке, скажем, в 50%, он набрал бы не более 18%. В Москве в течение последних десятилетий примерно на уровне 10-15% держится доля тех, кого не устраивает проводимый курс и кто хочет перемен. Напомню, как в московских выборах мэра принимал участие Сергей Кириенко, когда он представлял СПС. Или банкир Александр Лебедев. Оба шли против Юрия Лужкова. Их результат вполне сопоставим с цифрами Навального.
ИА REGNUM: Но разве само участие оппозиционного политика не стало сенсацией для Москвы? Или, скажем, уникальная избирательная кампания Навального?
Это не сенсация, а прямое следствие политреформы которую проводит руководство страны. Что же касается кампании Навального, которая заключалась в активных встречах с избирателями, то этому методу агитации уже около двух тысяч лет, почитайте Плутарха. Или, чтобы далеко не ходить, можно вспомнить как в 1999 году Александр Коржаков, написавший воспоминания о Ельцине, которые тому не понравились - принимал участие в выборах в Госдуму. Коржаков пошел от одномандатного округа в Тульской области. Ему не давали возможности встречаться с избирателями - отказывали в предоставлении помещений - а он проводил встречи во дворах, на остановках общественного транспорта. Он выиграл эти выборы. Встречи с людьми, личное общение в условиях публичной политики становится одним из главных рычагов влияния на электорат.
ИА REGNUM: Таким образом, ничего удивительного в результате Алексея Навального нет. Но на выборах в Мосгордуму в следующем году он уже может объединить вокруг себя партийную оппозицию и одержать более убедительную победу...
Только для этого ему нужно будет договориться. Но с кем? Готова ли будет с ним договариваться партия РПР-Парнас, которая выдвинула его на этих выборах, или партия использует своих ярких политиков - Немцова, Касьянова, Рыжкова? Не факт, что "Гражданская платформа", также имея своего лидера, захочет альянса с Навальным. Так что вопрос вокруг кого оппозиция сможет консолидироваться и сможет ли консолидироваться вообще, или пойдет на выборы разными колоннами и растащит протестный и либеральный электорат по ничего не значащим процентам, остается открытым.
ИА REGNUM: Вы можете прогнозировать, чьей она будет?
На выборах в Мосгордуму выиграет "Единая Россия". Активное участие и неплохие результаты покажет и "Справедливая Россия", "Яблоко", КПРФ. И, кстати, дело не только в партийной принадлежности, но и в особенностях кампании. Навальный весьма далек от регионального и местного контекста. Он и на выборах мэра заявлял о себе не столько как о будущем мэре, сколько замахивался выше. Его лозунг "Измени Россию, начни с Москвы" - прямое тому подтверждение. Но когда на встречах ему задавали конкретные вопросы, не о коррупции и воровстве чиновников - а о дворе, доме, улице - он говорил, что в случае победы у него будут работать специалисты, ответственные за решение этих проблем. Так вот на выборах в городскую думу общими ответами уже не обойтись. Выборы в представительский орган власти тесно связаны с местной тематикой, с вполне конкретными проблемами.
ИА REGNUM: Приведите пример регионально ориентированной кампании в представительный орган власти?
"Единая Россия" в Ярославской области. Партия получила 42% на выборах в думу! Ярославская область, которую сотрясают политические скандалы (напомню об истории с мэром Урлашовым), в которую съехались оппозиционные политики, включая Бориса Немцова от РПР-Парнаса - сделала выбор в пользу "Единой России". И причина, прежде всего, в грамотно проведенной кампании - верно выбранной стратегии и тактике. Стратегия была основана на региональной повестке. Людей всегда интересует, как их жизнь будет меняться к лучшему - и единоросы в Ярославле отвечали на эти вопросы.
ИА REGNUM: А тот факт, что многие победы достались кандидатам при низкой явке не дискредитируют саму идею выборов?
Региональные выборы всегда проходят при более низкой явке, чем федеральные. Это свойственно всем демократиям. Мэр Филадельфии - пятого по величине города США - победил на выборах при 19%-ной явке. В нашей стране - мэр Владивостока Пушкарев победил при низкой активности избирателей, в Воронеже победа Александру Гусеву досталась при почти 20%-ной явке. Однако, что касается Воронежа, там неплохие позиции и высокий рейтинг были у кандидата от "Альянса зеленых" Галины Кудрявцевой. Но ее активность в последние недели пошла на спад, а Гусев, наоборот, стал наращивать обороты. Большая заслуга в этой победе и губернатора Алексея Гордеева, который решал непростую задачу политическими методами: последние две недели он по-настоящему "отпахал" - вместе с кандидатом проводил встречи с избирателями, выслушивал людей, общался. Кудрявцева же вела кампанию крайне вяло, а у Гусева рейтинг с 15% вырос до 44%. Вероятно, если бы Галина Кудрявцева проявила большую активность, результат был бы другим.
ИА REGNUM: Низкая явка на нынешних выборах отмечалась практически во всех регионах (исключая Чечню). На ваш взгляд, не сыграла ли роль сама дата единого дня голосования: в начале сентября многие еще находятся в отпусках, у других не закончился садово-огородный сезон... Повторю, что региональные выборы во всем мире воспринимаются не так, как выборы федерального уровня. Во-вторых, сейчас активизировались дискуссии относительно того, не сменить ли дату выборов из-за низкой явки. Споры о времени проведения голосования идут давно и долго: сколько было жалоб на октябрь, когда в половине страны лежит снег и не до голосования! А на март - что в этот период обостряется депрессия и тоже не до голосования. Какой месяц ни предложи, обязательно будут недовольные.
Мне кажется интересным предложение профессора НИУ ВШЭ Леонида Полякова о том, что выборы следует перенести с выходного дня - на будний. Продлить время работы избирательных участков, чтобы все успели проголосовать. Вот это может положительно повлиять на явку. В выходной день, особенно в хорошую погоду, люди стараются уехать из города. А в будний день в любом случае идешь на работу - по дороге и проголосуешь.
Но я считаю, что суетиться и срочно менять дату нельзя - политическая система вообще требует бережного и деликатного к ней отношения. От того, как работает политическая система, зависит жизнь и благополучие людей. Чтобы принять решение о переносе даты голосования, нужно смотреть и анализировать накопленный опыт, принимая во внимание и климатические условия, и региональные особенности и массу факторов. Здесь важна каждая мелочь.
ИА REGNUM: Если говорить о других региональных кампаниях, то наиболее неоднозначно в начале года воспринималась ситуация в Забайкалье и Владимирской области. Два "варяга", незнакомых с регионами - вы считаете убедительной их победу на выборах? Речь идет о Константине Ильковском и Светлане Орловой.
Ильковский сумел выстроить коалицию и провести яркую кампанию. В результате коммунист Николай Мерзликин, который по нашим изначальным прогнозам составлял ему основную конкуренцию, занял всего лишь третье место. А Ильковский получил очень хороший результат, и сейчас имеет высокий потенциал не только для того, чтобы стать "хозяйственным", но и политическим лидером региона.
Светлана Орлова в ходе кампании проявила себя блестящим публичным политиком. Она в хорошем смысле перевернула в регионе представление о выборах - встречалась с людьми, общалась, проводила многочасовые беседы с большими аудиториями. Все эти мероприятия вызывали искренний интерес граждан. Проходили на высоком эмоциональном уровне. Коммунисты были обескуражены - они считали, что только они знают, как это делается. Но Орлова сумела одержать уверенную победу в области, которой 16 лет управлял губернатор от КПРФ.
ИА REGNUM: А в остальных регионах победа кандидатов-врио чем обусловлена? Административным ресурсом, прежде всего?
Вовсе нет. Замечу, что нынешние выборы стали одними из самых чистых и прозрачных в истории. И это - важнейший результат политической реформы. Из всех кандидатов-участников выборов (и кандидатов в губернаторы, и в мэры, и в депутаты) было снято с дистанции не более 2%. Это были конкурентные, открытые выборы. Активно работала оппозиция. Напомню, что партия власти у нас только одна - "Единая Россия". Остальные - оппозиционные. Они занимают заметное место в политической системе страны, и важно, что каждая имеет своих сторонников, идентифицирующих себя с конкретной политической силой.
ИА REGNUM: В следующем году ожидается 11 выборов глав регионов. Они пройдут по инерционному сценарию?
Политическая реформа, стимулирование конкуренции требуют новых эффективных электоральных стратегий. Определяющую роль будут играть погружение в региональный контекст, открытость, современные эффективные коммуникационные модели. Очевидно, что в следующем политическом сезоне гораздо больше кампаний пройдут по конкурентному сценарию.