Другие мнения
Петербургские сигналы
Константин Костин, 02 июля, 2013
Суд заблокировал сайт...
Станислав Апетьян, 02 июля, 2013
Мэрские шансы оппозиции
Андрей Кочетков, 02 июля, 2013
Дела шпионские
Леонид Давыдов, 02 июля, 2013
Бюрократический капитализм
Валерий Фадеев, 02 июля, 2013

Мнения

Как рушатся политические мифы

Константин Костин, 30 июля, 2013

В экспертном сообществе сегодня практически сложился консенсус о том, что политическая система страны не только претерпевает серьезные изменения, но и фактически уже работает по новым правилам, в новых реалиях.

Вектор этих преобразований очевиден и был еще раз обозначен первым заместителем руководителя администрации президента Вячеславом Володиным на недавней встрече с политологами: обеспечение политической конкуренции, прозрачность и легитимность электоральных процедур, повышение качества представительства.

Явно претерпевают изменения многократно опробованные, ставшие, казалось бы, каноническими технологии администрирования и регулирования политических процессов. Другими становятся и эффективные электоральные стратегии, совершенно иные требования предъявляются к участникам выборов как со стороны власти, так и со стороны оппозиции. Новые практики разрушают устоявшиеся мифы, из года в год кочевавшие по выступлениям и докладам критиков российской политической системы и многократно повторенные в СМИ.

 

Миф 1: Не допустить оппозицию на выборы

 

Одним из самых распространенных мифов, звучащих как упрек оппозиции, адресованный власти, является то, что она якобы стремится к ограничению участия политических сил в выборах. Давайте разбираться. Даже если подходить формально, на сегодняшний день мы имеем следующие цифры: в России зарегистрировано 72 партии, работает еще 87 оргкомитетов, к участию в выборной кампании осенью этого года заявилось 37 политических организаций, причем 25 из них сочли себя достаточно сильными, чтобы состязаться на выборах глав регионов.

Вряд ли кто-то хоть сколько-нибудь нацеленный на объективную политическую оценку мог бы назвать такое положение вещей менее демократичным, чем раньше. Впору говорить не о том, что власть кого-то куда-то не пускает, а о том, что выбор стал столь широк, что он может стать затруднителен уже в силу избыточности. Да и готовы ли все эти новые силы к реальной политической работе? Ответ мы получим 8 сентября.

Несмотря на многочисленные конспирологические версии и негативные прогнозы, звучавшие в последнее время, и Навальный, и Гудков, и многие другие жестко критикующие власть кандидаты от выборов не отстранены, зарегистрированы избиркомами и ведут кампанию. Следует напомнить, что «приглашение на выборы», озвученное властью, особенно явно прозвучало в Москве и Подмосковье, где «Единая Россия» помогла преодолеть муниципальный фильтр тем же Гудкову и Навальному.

Но при этом обеспечение условий для политической конкуренции и участия в выборах не означает игры в поддавки или создания для новичков каких-то излишних преференций по сравнению со старыми участниками. Выборы — серьезное испытание, и борьба в рамках кампании сильно отличается от любых форм активности в интернете или на улице.

Более того, участие в реальных выборах, а уж тем более ошибки, допущенные в ходе кампании, таят в себе вполне невиртуальные риски. Достаточно вспомнить сокрушительное поражение Бориса Немцова на выборах в Сочи. Несоответствие амбиций реальному уровню популярности — серьезный удар не только по самолюбию политика, но и по его перспективам.

 

Миф 2: Победа партии власти любой ценой

 

Этот миф появился в 2005-2006 гг., когда «Единая Россия» выигрывала все выборы в законодательные собрания субъектов. ЕР действительно была на подъеме. Но даже тогда говорить о монополии и стремлении к победе любой ценой было бы натяжкой, хотя справедливости ради следует отметить, что и жалоб на админресурс, подтвержденных судебными решениями и протоколами избиркомов, хватало. При этом партия власти не везде одерживала верх. Например, в Самаре в октябре 2006 г. мэром был избран справедливоросс Виктор Тархов, а в Волгограде в мае 2007 г. — коммунист Роман Гребенников. Владимирскую область все эти годы возглавлял еще один представитель компартии — Николай Виноградов. И это только несколько самых ярких примеров.

Определенным водоразделом стал первый после начала политической реформы единый день голосования в октябре 2012 г. Ограничений никаких, жалоб на снятие оппозиционеров с выборов не было, огромное количество возможностей — бери и пользуйся. И как себя проявили те, кто громче всех требовал перемен? Никак. Они даже не стали участвовать в подавляющем большинстве выборов, от муниципальных до губернаторских. К примеру, на выборах в региональные парламенты «РПР-Парнас» выставила своих кандидатов только в одном регионе(из шести), так же как и на выборах в муниципальные ассамблеи административных центров регионов (в одном регионе из семи).

После этой кампании миф об обеспечении победы партии власти любой ценой слегка видоизменился: некоторые исследователи взялись утверждать, что Кремль осваивает новую технологию — назначение глав субъектов через выборы. В качестве основного инструмента отсева неугодных кандидатов и обеспечения гарантированного результата называется муниципальный фильтр. Сегодня он подвергается нападкам как со стороны лояльных, так и со стороны независимых и оппозиционных экспертов и политиков. Однако при этом никто не говорит, что муниципальный фильтр — это единственный инструмент, который позволяет оценить квалификацию будущих кандидатов, понимание ими проблем региона, способность взаимодействовать с представителями муниципальных образований, с которыми в случае победы предстоит работать. От этого напрямую зависит эффективность и качество государственного управления в субъекте Федерации, а следовательно, и уровень жизни людей. К слову сказать,«непреодолимый» муниципальный фильтр вполне успешно неоднократно был преодолен оппозиционными кандидатами на выборах в 2012 г. А на уже упоминавшейся встрече с политологами Володин сказал: «Если и в других регионах последуют примеру Сергея Собянина и Андрея Воробьева и помогут оппозиционным кандидатам принять участие в выборах — это хорошо и полезно для развития политической конкуренции».

Миф 3: Политическая борьба сегодня — это противостояние Партии интернета и Партии телевизора

Одним из факторов распространения этого мифа стала протестная волна конца 2011 — середины 2012 г., которая была связана с использованием различных интернет-инструментов для мобилизации протестующих, особенно на первом этапе. Существует распространенное заблуждение о высоком уровне политизированности рунета. Это не так. Согласно исследованию Pew Research, в 2012 г. лишь 31% российских пользователей социальных сетей обсуждали политические темы, что полностью соответствует среднеевропейскому уровню.

Иллюзия, что интернет является средой обитания оппозиции и там в отличие от ТВ преобладают соответствующие настроения, легко объяснима и связана с самой природой коммуникации в сети. С течением времени человек начинает думать, что его френдлента в социальных сетях и те сайты, которые он регулярно посещает, являются репрезентативным отображением мнений всех пользователей сети. Политическая часть рунета очень сильно сегментирована по идеологическим и партийным предпочтениям, и эти сегменты почти не пересекаются друг с другом. Для коммуниста интернет всегда будет«левым», а для либерала — либеральным. При этом политического эффекта в виде присоединения новых сторонников не возникает. Показательно определение Юрия Сапрыкина о белоленточном сегменте социальных медиа: «Мы привыкаем жить в замкнутом мире, куда посторонних не пускает невидимый фейсконтроль».

Невозможно говорить о партиях интернета и партиях телевизора, когда аудитории телевидения и сети становятся практически неотличимыми друг от друга, а в этих «партиях» состоят одни и те же люди, которые потребляют один и тот же контент. Да и может ли быть иначе в ситуации, когда интернетом пользуются 65 млн россиян. Телевидение и сеть стремительно идут навстречу друг другу: в теленовостях с каждым годом все чаще цитируют интернет-источники, в том числе блоги, а в соцсетях обсуждают телевизионные программы, причем как информационные, так и сугубо развлекательные.

Представление о том, что возникающие в интернете политические движения приводят к разрушению или замещению классических политических институтов, также является неверным. В качестве иллюстрации можно привести Пиратскую партию Германии, которая благодаря интернету в 2011-2012 гг. получила популярность в молодежной среде и смогла пройти в ряд региональных парламентов. Однако успех партии оказался краткосрочным, а ее рейтинг снизился столь же стремительно, как и возрос. Во многом потому, что крупные немецкие партии(ХДС и СДПГ) довольно быстро переняли используемые пиратами технологии работы в сети и начали применять их в своей деятельности. Все это справедливо и для России. Интернет становится привычным и все более значимым инструментом политической работы. Но при всей важности сети как канала политической коммуникации не стоит забывать, что вопрос о власти решается не количеством «лайков» в соцсетях, а голосами на выборах. В противном случае разочарование может оказаться слишком сильным.

 

Новое время — новые мифы

 

Есть мифы, которые живут годами, есть те, которые рождаются прямо сейчас. Например, овладевшая умами некоторых экспертов идея о том, что протестная активность вместе с запросом на демократию из столицы уходит в регионы. В этом же ряду находится тезис о небывалом доселе расколе элит. Ряд исследователей и вовсе обвиняют власть в отказе от социальных обязательств в парадоксальном сочетании с консервативной политической повесткой. Некоторые из этих идей наивны, некоторые — спорны. Однако мифами они еще не стали, а лишь гипотезами. Пройдут ли они испытание новой реальностью, завладеют ли умами — покажет время.