Другие мнения
Петербургские сигналы
Константин Костин, 02 июля, 2013
Суд заблокировал сайт...
Станислав Апетьян, 02 июля, 2013
Мэрские шансы оппозиции
Андрей Кочетков, 02 июля, 2013
Дела шпионские
Леонид Давыдов, 02 июля, 2013
Бюрократический капитализм
Валерий Фадеев, 02 июля, 2013

Мнения

Индекс Пелевина

Валерий Фадеев, 08 июля, 2013

Весной вышел новый  роман писателя Пелевина -  «Бэтман Аполло». Этот роман ждали с нетерпением, потому что предполагалось, что Пелевин в этом своем романе будет рефлексировать, но  относительно тех событий, которые происходили в России в прошлом году: политические события, политический протест, выход на площади десятков тысяч людей. Вот эта гражданская активность должна была отразиться на страницах этого романа.

Она отразилась. Но она отразилась таким странным образом, что вся прогрессивная общественность и лидеры этого протеста были страшно разочарованы. Они полагали,  что их начнут хвалить ( а власть ругать), что Пелевин, конечно, как прогрессивный современный писатель, на их стороне. Разочарование было велико. Настолько велико, что в рецензиях, а я прочитал несколько рецензий, они даже предпочитают не обсуждать и не упоминать, как же писатель Пелевин отзывается о тех протестах, которые проходили в Москве в последние годы.

На мой взгляд, это не очень демократично. На мой взгляд, если уж есть сегодня писатель, чьи книги продаются огромными тиражами, следовало бы обсудить, что он написал. Но поскольку он написал такие неприятные вещи, что лучше сказать, что это плохой писатель, и мы больше его читать никогда не будем. Это очень характерно для российской прогрессивной общественности.

Есть очень большая стена,  пропасть, овраг. Овраг между активистами политическими, гражданскими, живущими в Москве, организующими протест, в первую очередь, и в некоторой степени это касается тех, кто участвует в протесте, и, собственно, страной. И, собственно, Россией. Это очень глубокий овраг. И в своем романе Пелевин пытался указать на характер протеста здесь, в Москве, и намекнуть, что существует другая огромная жизнь огромной страны. И это очень драматично. Очень драматично потому, что с одной стороны оврага находятся протестующие активисты и большая часть федеральных российских СМИ. А, с другой стороны оврага находится 130 миллионов населения другой большой страны.

Когда эта волна протестов в столице разворачивалась, я помню, на одном из митингов выступал актер Максим Виторган. Его речь вызвала умиление, и слезы умиления у многих участников протеста.

В чем дело? До выступления Максима Виторгана было принято считать, что есть очень небольшая передовая, умная и смелая часть народа, это те, кто выходит на протесты и те, кто голосует против Путина. И есть огромная серая не образованная, трусливая, тупая масса, и это, собственно, есть народ. Слово «быдло» мелькало очень часто на страницах. В какой-то момент участникам протеста стало неудобно, и они вдруг поняли, что если они передовая часть народа, разве они могут называть остальную, большую часть народа, быдлом?

Выступил Максим Виторган и сказал: нет, я вношу разъяснение. Конечно, мы самая передовая, умная и смелая часть нашего народа. А большая часть народа, они необразованы, они глупы и трусливы. И мы должны дать им смелости, мы должны дать им ума, и тогда мы вместе с ними пойдем против Путина и свергнем ненавистный режим.

Я не заметил, чтобы такая позиция нашла отклик в сердцах большей части народа. Это все осталось такой довольно пошлой, я бы сказал, игрой в медийном слое московских активистов.