Мнения
Усмиряя олигархов
Арест Михаила Ходорковского был политическим или уголовным, экономическим?
В то время Ходорковский был такой фигурой, арест которой неизбежно воспринимался всеми как событие политическое. Вместе с тем, сами основания для ареста, безусловно, – это то, что содержится в Уголовном кодексе. И мне кажется, что в ходе судебного разбирательства и вынесения приговора были установлены бесспорные факты и нарушения, которые были зафиксированы. Они подпадают под действие УК.
Но, повторюсь, поскольку Ходоровский воспринимался в том конкретном контексте, то резонанс от его ареста получился политическим.
Ходорковский не скрывал своих политических амбиций. Если представить, что ему удалось стать главой государства, что было бы со страной?
Судя по той стратегии, который он обнародовал, а именно, продажи своей компании американцам, кажется это были Exxon Mobil, то получалось, что, по сути, нефтяные запасы России перешли бы под контроль Соединенных Штатов Америки. И это рассматривалось самими американцами как ключевая стратегия в окончательно нейтрализации России как политического конкурента на глобальной мировой арене. Я думаю, что если бы этот план сработал, то Россия оказалась бы в числе второсортных государств, целиком и полностью зависящих от воли своего хозяина. Ну а что касается уровня жизни, если бы мы лишились наших основных источников пополнения бюджета в виде нефти, то я сильно полагаю, что даже нынешних жизненных стандартов, которые крайне низки и которые следует повышать, мы бы не достигли. Мне кажется, с этой точки зрения, перспективы были бы очень печальными.
А сейчас Ходоровский остается политической фигурой или же его влияние уже утеряно?
Для определенной части нашего общества Ходорковский, безусловно, является определенным потенциальным политическим лидером и политической фигурой. Его рассматривают после освобождения как одного из тех, кто способен возглавить интегральную оппозицию, поскольку явно, что Навальный, который взял на себя эту роль в период выборов московского мэра, - фигура противоречивая. И внутри альянса этих сил к Навальному отношения противоречивое, настороженное, а то и явно враждебное. Я думаю, что на этом фоне определенные группы смотрят на Ходорковского как на человека, который мог бы политически консолидировать оппозицию. Да, действительно в каком-то смысле для определенной части общества он политик.
Он будет заниматься политикой, когда выйдет на свободу?
Как мне кажется, учитывая его интервью, он сам не видит своего политического будущего. Хотя это все условно, все может поменяться.
Его не будут к этому подталкивать?
Если говорить о том времени, когда он освободится, даже при своем личном небольшом желании участвовать в политике, я думаю, что давление на Ходорковского со стороны людей, которые ему симпатизируют, будет очень высоким. Мне кажется, что ему будет трудно, что называется, противостоять этому давлению.
В конце концов, пока действительно трудно предполагать, но, скорее всего, может сложиться ситуация, что он действительно пойдет в политику, особенно потому что благодаря политической реформе доступ к политике открыт всем, конкурентность повышается и если он сделает этот выбор, то это добавит остроты, некой «перчинки» нашему политическому процессу. Посмотрим, как получится.
Стимулировать пойти Ходорковского в политику будут исключительно российские силы?
Я думаю, что для западного политического истеблишмента он по-прежнему сохраняется как фигура значимая, как главный потенциальный партнер.
Поэтому, я полагаю, что и со стороны западного истеблишмента тоже на него будет оказываться определенное мягкое давление, чтобы он вошел в политику. Для Запада очевидно, что их прежние либеральные партнеры из числа российской оппозиции утратили свое влияние и отошли на второй план.
А Ходорковский в этом смысле может, условно говоря, заменить всех тех, кто в 90-е выступал в такой роли.