| 04 октября, 2012 | | | Читать на сайте издания |
Екатерина Винокурова
Временная стабилизация политической ситуации и удержание большинства на местном уровне являются главной ставкой «Единой России» в единый день голосования 14 октября. В дальнейшем основные неприятности ожидают систему на муниципальном уровне: там «Единая Россия» теряет популярность, а «муниципальный фильтр» обернулся крайней политизацией местных депутатов, что не на руку губернаторам, подтверждают собеседники «Газеты.Ru» внутри партии.
Последним сигналом, свидетельствующим о том, что «Единую Россию» и всю вертикаль власти куда больше тревожит то, как обстоят дела на выборах местного, а не регионального или губернаторского уровня, стал доклад околокремлевского Фонда развития гражданского общества, который возглавляет экс-глава управления внутренней политики Константин Костин. Попавший в распоряжение СМИ в начале недели документ удостоверяет: в пяти из шести регионов губернаторские выборы выиграют ставленники «Единой России», интрига пока сохраняется только в Брянской области, где действующему губернатору Николаю Денину, рейтинг поддержки которого сравнительно невысок, противостоит коммунист Вадим Потомский. Этот регион единственный, где, как прогнозируют эксперты, возможен второй тур.
В части местных выборов прогнозы фонда куда менее радужные: хотя «Единая Россия» должна улучшить свой результат по сравнению с парламентскими выборами декабря 2011 года даже в проблемных для нее регионах, рассчитывать в них на абсолютное доминирование больше не приходится. На выборах в гордуму Владивостока ЕР может претендовать лишь на две пятых мест, в гордуму Твери — лишь на треть мандатов, а в Ярославскую гордуму — только на 30%.
«Во многих регионах, где позиции партии власти пошатнулись на выборах в декабре 2011 года, 14 октября они будут частично восстановлены, однако это не отменяет того, что партии необходимо менять работу на муниципальном уровне.
У оппозиции, впрочем, не хватает кадрового потенциала, чтобы составить власти конкуренцию по всей стране, но в ближайший год стоит ждать активизации местной политики, и «Единой России» придется приложить много усилий, чтобы сохранить контроль на этом уровне», — подтвердил «Газете.Ru» Константин Костин.
Нестабильность местного значения
Тема местной политики актуализировалась в федеральной повестке дня сравнительно недавно, начиная с 4 марта 2012 года. Тогда по итогам выборов в столичные муниципальные собрания почти четверть всех мандатов завоевали откровенно оппозиционные или независимые от районных властей кандидаты. Серьезные поражения на муниципальном уровне были нанесены партии власти по итогам выборов мэров Ярославля и Тольятти, на которых победили оппозиционные кандидаты. Выигрыши у оппозиции случались и раньше, но приходились они на долю коммунистов, чьи выдвиженцы постепенно интегрировались в «Единую Россию», как это случилось, например, с мэрами Иркутска и Волгограда Виктором Кондрашовым и Романом Гребенниковым.
Первые робкие попытки оппозиции оформить свое присутствие хотя бы на муниципальном уровне власти пока не слишком беспокоят, менять стратегию по выдавливанию несогласных с политического поля она не намерена, что показывает пример того, как сложилась судьба оппозиционеров в московских муниципалитетах. Сохранившие большинство в подавляющем числе столичных районных собраний единороссы ввели в регламент местных собраний, в которые избрались особо активные независимые депутаты (в таких, например, районах, как Братеево или Пресня), некоторые поправки. Согласно им, заседания становятся закрытыми от местных жителей и прессы. Присутствовать на них стало возможно только при подаче письменной заявки за три дня. Об этих поправках «Газете.Ru» рассказали муниципальные депутаты этих районов.
В других муниципалитетах оппозиционеры говорят, что их предложения единороссы даже не вносят в повестку дня, а инициативы фактически игнорируют. «Власть оказалась не готова перестроиться», — говорит «эсер» Илья Свиридов, заседающий в собрании Таганского района.
Директор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что проблему потенциальной потери влияния в муниципалитетах власть фактически организовала себе сама, решая более значимые для себя проблемы. «С одной стороны, власть приняла решение удержать в своих руках контроль за губернаторскими выборами и не допустить реальной борьбы на них, с другой стороны, в администрации президента получил поддержку тезис о том, что оппозиции все же надо дать какое-то политическое пространство, например, на муниципальном уровне», — говорит эксперт. Свидетельством того, что курс на послабление все-таки иногда срабатывает, Бунин считает допуск до выборов Евгении Чириковой, баллотирующейся в мэры Химок, и сопредседателя либеральной партии РПР-ПАРНАС Владимира Рыжкова, возглавляющего список партии на выборах в гордуму Барнаула. «Вместе с тем в ближайшей перспективе оппозиционеры, не обладающие амбициями федерального масштаба, и яркие региональные политики могут ринуться в бой на муниципальных выборах», — не исключает эксперт.
Тенденция постепенной потери «Единой Россией» политической монополии на муниципальном уровне действительно есть, говорит генеральный директор коммуникационного агентства «Никколо М» Игорь Минтусов. «Угрозы для системы есть, и они в последнее время возросли на несколько порядков по сравнению с ситуацией год назад. Муниципальный уровень скоро даст «Единой России» новые вызовы и реальную угрозу потери абсолютного контроля на этом уровне, это объективный процесс. Вопрос в том, как быстро произойдет эта потеря монополии, а не в том, произойдет ли она», — рассуждает политтехнолог.
Почему это важно
Еще весной этого года собеседник «Газеты.Ru», близкий к Кремлю, говорил, что в интересах власти не пускать оппозиционеров выше муниципального уровня. Это объяснялось тем, что в задачи власти входит постепенное выращивание здравой оппозиции начиная с низового уровня.
В противовес настойчивым призывам Кремля идти работать в муниципалитеты оппозиция резонно возражала, что местное самоуправление лишено практически всех полномочий и несколько оппозиционных депутатов на муниципальном уровне на федеральную политику влияния оказать не смогут.
Резкая политизация муниципальной власти и осознание потенциальной опасности этого для монополии «Единой России» возникли неожиданно, причем опять же в результате действий самого Кремля, поясняют аналитики. Это связано с принятием закона о выборах губернаторов, предусматривающего «муниципальный фильтр» — порог подписей в 5—10% от числа муниципальных депутатов региона, необходимый для регистрации кандидата на выборах. Создание такого фильтра уже привело к многочисленным скандалам в ходе первых пяти губернаторских кампаний, пришедшихся на единый день голосования 14 октября. Оппозиционные кандидаты заявили об административном давлении на местных депутатов со стороны действующих губернаторов, которые собирали в свою поддержку практически все подписи — сделать это позволяло отсутствие верхнего порога.
«Самое интересное может начаться в следующем электоральном цикле, так как многие муниципальные депутаты уже сейчас ощущают свое возросшее влияние. Некоторые теперь собираются переизбираться не от «Единой России», так как считают, что нелояльность им простят, как только губернатору потребуются подписи для регистрации на выборах», — рассказал «Газете.Ru» один из политтехнологов, работающих на текущих губернаторских выборах.
Муниципалы по факту будут становиться все более самостоятельными. «С одной стороны, муниципальные депутаты всегда считались самыми контролируемыми, с другой — внимание к политике местного уровня в последнее время вывело на политическую сцену новых актеров, которых хорошо знают у них в районах и которых звонком из Кремля не проконтролируешь», — поясняет Минтусов.
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский отзывается о «муниципальном фильтре» иронически: с одной стороны, депутаты местного уровня начали массово продавать голоса, с другой — впервые за долгое время ощутили собственную власть. «Этот фильтр оказался глупостью, и Кремль теперь в плену у этой глупости. Власть сама превратила политику местного уровня и муниципальных депутатов в важную часть политического поля и в итоге сама себе нажила проблемы», — говорит Павловский. Ему вторит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев: муниципальный фильтр «будет заставлять потенциальных кандидатов загодя начать драться за число местных депутатов на периферии», то есть сам он начнет «в долгосрочной перспективе работать на разрушение электоральной базы «Единой России», так как именно подписи периферийных депутатов, которых формально больше, чем городских, позволяют зарегистрировать того или иного кандидата».
В поисках нового формата
Несмотря на тактические победы в первый год политического кризиса, «Единая Россия» к следующему электоральному циклу оказывается в уязвимом положении, в один голос говорят эксперты. Еще одним фактором, который может сработать против нее, является переход на единый день голосования раз в году в сентябре — такой законопроект, принятый по инициативе Дмитрия Медведева, поддержала Госдума в первые недели осенней сессии.
«Когда выборы проводятся хотя бы раз в полгода, они помимо прочего играют роль теста для власти на предмет того, что на самом деле происходит, и позволяют менять стратегию. Если же они происходят раз в год, то система все больше становиться игрой в «русскую рулетку», в которой верно оценивать реальность куда сложнее», — констатирует Кынев.
Разговоры о необходимости подкорректировать закон о выборах губернаторов, которые в последнее время стали раздаваться из администрации президента, показывают, что во власти осознают риски либерализации в том виде, в котором она была предложена Медведевым. Это позволяет Павловскому сделать вывод, что «муниципальный фильтр» будет, скорее всего, отменен уже в ближайшее время. «Сокрушительная победа «Единой России» в октябре будет неотличима от поражения и слабости, — рассуждает эксперт. — «Муниципальный фильтр» уже выходит для власти боком, и его, скорее всего, отменят, по-моему, это практически решено. Но главный итог этого цикла в возникновении проблем даже не между властью и обществом, но в самой власти. Система становится неуправляемой для федерального центра на местах, причем в ее основе лежат не столько политические, сколько социальные проблемы».