СМИ об исследованиях

  |  26 декабря, 2012   |   Читать на сайте издания

Политическая реформа в России: результаты и тенденции

Илья Харламов

 

2012 год в России прошел под знаком политической реформы, инициированной Дмитрием Медведевым на исходе своего президентского срока. Практическое воплощение и реальный масштаб изменениям придал уже Владимир Путин после избрания главой государства (АУДИО)

Целый комплекс мер, призванный сделать политическую систему страны более открытой и демократичной, привел к заметным сдвигам, а протестная активность, всплеск которой наблюдался после выборов в Госдуму, резко пошла на убыль. Даже непримиримые некогда "борцы с режимом" теперь признают: энергия массового протеста, оказавшаяся не в тех руках, превратилась в ничто.

Суть реформы, изложенная Дмитрием Медведевым в 2011 году в Послании парламенту, сводилась к серьезной трансформации взаимоотношений власти и общества и стала ответом на протестные акции в Москве и других крупных городах. Так, Медведев предложил вернуться к прежней системе выборов губернаторов и перейти к упрощенному порядку регистрации партий, не требующему сбора подписей десятков тысяч человек. Также Дмитрий Медведев выступил с инициативой изменения системы парламентских выборов и регистрации кандидатов в президенты. Он предложил значительно сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах первого лица страны.

В своем послании Федеральному собранию 12 декабря президент Владимир Путин предельно четко обрисовал свое видение государственного устройства страны. У нее нет другого пути, кроме демократии, подчеркнул он.

"Мы разделяем универсальные демократические принципы, принятые во всем мире. Однако российская демократия – это власть именно российского народа. Будут меняться правящие партии, правительство, президент – но не должны затрагиваться основы государства и общества, прерываться преемственность национального развития, пересматриваться вопросы суверенитета и обеспечения прав и свобод граждан. Демократия – это не только возможность выбирать власть, но и постоянно эту власть контролировать", - заявил президент.


Глава Комитета гражданских инициатив, бывший министр финансов России Алексей Кудрин отметил, что реформа началась вовремя, она "пришлась ко двору".

"Политические перемены стали востребованы обществом и необходимы для продолжения успешного развития страны. В связи со снижением протестной активности может сложиться впечатление, что мы снова можем зайти в полосу политического застоя. Но, я думаю, это ощущение обманчиво. Наоборот, главным итогом года стал окончательный поворот общественного развития в сторону обновления, в том числе и обновления власти, которое неизбежно должно будет происходить, и, как я сказал, современной политической системы", - считает Кудрин.


В июне вступил в силу новый закон о выборах губернаторов, а уже в октябре прошли первые за восемь лет выборы глав регионов. Во всех пяти областях – Рязанской, Белгородской, Новгородской, Амурской и Брянской – победили действующие губернаторы. В своем Послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил наделить правом законодательной инициативы в парламентах своих регионов депутатов и сенаторов, что позволит усилить их связи с субъектами Федерации.

Подводя предварительные итоги реформы, которая уже привела к созданию в России десятков новых партий, Путин обратил внимание, что всем им необходимо предоставить равный доступ к СМИ, причем не только в период избирательной кампании. Кроме того, Владимир Путин поддержал идею вернуться к смешанной системе парламентских выборов, когда народных избранников выбирают и по партийным спискам, и по одномандатным округам. Президент дал понять, что изучает предложения экспертов вернуться к возможности партий создавать в ходе выборов блоки.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов отмечает, что Кремль проявил гибкость в отношении протестных настроений, которые стали причиной модернизации политической системы.

"Что касается политических реформ, то наметилось смягчение позиций Кремля в отношении оппозиции – она перестала быть опасной. Конечно, протестные настроения сохраняются, но пока они не представлены серьезными политическими силами. Кремль может позволить играть на опережение, в том числе с критически настроенной частью общества", - считает Ремизов.

Между тем единый день голосования 14 октября, когда граждане России выбирали не только губернаторов, но и законодательные органы регионов, стал своеобразной проверкой на прочность для главной политической силы страны – партии "Единая Россия". Экзамен она выдержала, сохранив своих представителей в губернаторском корпусе и местных парламентах. И это притом, что в некоторых регионах участие в выборах принимало два десятка партий.

Впрочем, как показала практика, доверие у населения они пока не завоевали. Не сумели сохранить его и представители несистемной оппозиции. А ведь еще в начале года лидерам протеста казалось, что люди за ними пойдут и дальше. Вот как в марте оценивал перспективы Болотной площади экс-премьер, сопредседатель "Партии народной свободы" (ПАРНАС) Михаил Касьянов:

"Нужно сделать реформу реальной, а не имитационной. Это означает реальную деятельность политических партий, реальные выборы губернаторов и свободные выборы в Госдуму и президента. Протесты будут продолжены. Будут консолидироваться демократические силы, создаваться коалиция из них. Будем требовать досрочных перевыборов в парламент".


За прошедшие месяцы, однако, ситуация развивалась совсем по другому сценарию. В стане оппозиции наблюдался "разброд и шатание", перетягивание одеяла на себя, когда протест стал самоцелью, некой ярмаркой тщеславия, а не средством конкурентной политической борьбы и, как следствие, – демократических изменений в стране. Радикально переломить ситуацию не помогли и выборы в Координационный совет оппозиции.

Многочисленные социологические опросы тем временем показали, что россияне устали от протестных митингов, которые ничего не меняют. Эксперты связывают это с тем, что лидеры оппозиции так и не предложили сторонникам внятной и конструктивной программы, а в основном занимались критикой действующей власти. Кроме того, верх взял просто рациональный взгляд на вещи – революции никто не хочет. И здесь мнение респондентов совпало с точкой зрения Владимира Путина, озвученной в декабре на встрече с доверенными лицами.

"У нас уже достаточно было революций. Более того, мы видим, что сейчас происходит в других странах: что со странами, где происходит мягкая трансформация, а что со странами, в которых произошли революции. Полное разрушение экономики и социальной сферы, гибель людей. Подавляющее число граждан нашей страны к этому относится с тревогой", - заявил президент.


Впрочем, лидеры оппозиции воодушевились после принятия ряда законов, которые стали ответом на беспорядки в Москве 6 мая и тут же были названы "драконовскими". Речь идет об ужесточении законодательства о митингах, отделении от обычных НКО "иностранных агентов", а также введении уголовного наказания за клевету. Однако в обществе законы были восприняты вполне лояльно. А вот стратегические ошибки самой оппозиции привели к стремительному падению ее авторитета.

Лидер движения "Демократический выбор" Владимир Милов считает, что история Болотной и Сахарова – история того, как энергия протеста, попав не в те руки, может превратиться в бессмыслицу. Рассуждая об ошибочности отказа оппозиции от участия в президентских выборах, он замечает, что главное лицо протеста – Алексей Навальный – вместо выдвижения в президенты и масштабного вояжа по России уехал отдыхать в Мексику. И это предопределило многие неудачи. В результате, как отмечают в Фонде развития гражданского общества, модное явление "массовый гражданский протест" достаточно быстро перешло из категории "новинка сезона" в категорию "прошлогодняя коллекция".

На этом фоне власть демонстрирует готовность к самоочищению и дальнейшему развитию демократических институтов. Хотя и это вызывает критику ее противников, как всегда обвиняющих Кремль в симуляциях. Тем не менее появление новых партий, децентрализация управления и модернизированная система выборов разного уровня, считают многие эксперты, реально повлияют на политический ландшафт и развитие демократии в стране.