СМИ об исследованиях

  |  06 декабря, 2012   |   Читать на сайте издания

ФРГО: Мода на митинги прошла

Мода на митинги прошла. Такой вывод сделал провластный Фонд развития гражданского общества, во главе которого стоит экс-глава управления внутренней политики администрации президента Константин Костин.

"Модное явление "массовый гражданский протест" достаточно быстро перешло из категории "новинка сезона" в категорию "прошлогодняя коллекция"; после того как мода на участие в митингах прошла, у значительной группы участников митингов, не относящихся к сравнительно узкой прослойке политических активистов, резко и существенно снизилась мотивация для участия в уличных акциях", - говорится в докладе Фонда.

Причиной тому послужило, по мнению авторов доклада, низкая результативность акций, "разочарование в оппозиционных лидерах, слабость координирующих органов", а главное – отсутствие яркого харизматичного лидера.  

Кроме того, в докладе перечисляется ряд "объективных причин", почему митинги вышли из моды. К ним Фонд развития гражданского общества отнес стабилизацию политической ситуации после выборов ("преодоление кризиса легитимности и доверия к власти"), реформы политической системы, которые перевели общественно-политическую активность в легитимное поле, "прошедшие по стране митинги в поддержку В.В. Путина, которые по численности и интенсивности в январе-марте 2012 года существенно превосходили уличные мероприятия оппозиции" и т.д.

Кроме того, авторы доклада отмечают снижение интереса СМИ к протестным акциям. "Массовые митинги, которые зимой 2011-2012 гг. являлись доминирующей темой в федеральном информационном пространстве, на сегодняшний день отошли в сообщениях СМИ на второй план. В материалах журналистов акцент делается уже не на сам факт проведения или ход митингов, а на различные происходящие параллельно процессы или же негативные события, случившиеся непосредственно в ходе акций протеста", - говорится в отчете.

При этом в докладе отмечается значительная роль Интернета в протестных настроениях граждан. "Социальные сети и блогосфера впервые в России стали инструментами массовой мобилизации людей для участия в политической акции, во многом обеспечив выход на улицы "креативного класса", ранее не принимавшего участия в митингах", - говорится в документе.

Однако сейчас авторы доклада также наблюдают спад влияния Интернета на протестное движение. "С весны 2012 года место социальных сетей вновь заняли традиционные инструменты мобилизации — партийные, организационные, медийные и финансовые, что отразилось как на численности, так и на составе участников митингов", - считают авторы доклада.

При этом в документе подчеркивается, что социальные сети стали полноценным инструментом политической мобилизации и агитации, и со временем это будет только усиливаться.

Также докладчики выяснили политические пристрастия тех, кто ходит на митинги.

"Согласно опросу ВЦИОМ, на митинге 24 декабря большинство респондентов — 60% — в ходе выборов в Государственную Думу в декабре 2011 года отдали свои голоса за системные политические партии:  "Яблоко" (27%), КПРФ (17%), "Справедливую Россию" (16%). В то же время участники фокус-группового исследования ВЦИОМ чаще других партий, за которую они готовы голосовать в настоящее время, называют "Справедливую Россию". РПР-Парнас, "Гражданская платформа" в ответах встречаются крайне редко. Тем не менее протестующие, которым близки либеральные и демократические взгляды, в сентябре по-прежнему составляли большинство участников акции — в общей сложности 52%", - говорится в отчете.