СМИ об исследованиях

  |  03 декабря, 2012   |   Читать на сайте издания

Вылезти из окопа

Станислав Апетьян @politrash

На протяжении последних недель я собирал количественную статистику о том, как обстоят дела у протестного движения в Рунете. Делал я это по работе: не для обоснования необходимости отключения интернета кровавой гэбней, как некоторые из вас подумали, а для доклада Фонда развития гражданского общества, посвященного годовщине первых массовых митингов в Москве. То есть, в чисто исследовательских целях.

Главный вывод из собранных данных очень простой – людям надоела политика во всех ее формах, будь то протестные акции или же обсуждение козней или святости (мы же ведь знаем, что никаких категорий между ними не существует) Владимира Путина. Надоела она им совсем. Нет ни протеста, ни дискуссий, ни даже банального интереса к тому, что происходит в российской политике. Вернее, какой-то интерес, конечно, есть, только вот ограничен он узкой прослойкой политических активистов и специалистов.

Прежде чем переходить к анализу данных, нужно задать себе простой вопрос: как вообще можно измерить интерес пользователей Рунета к политике? Раздумывая над решением этой задачи, я придумал несколько инструментов, по некоторым из которых мы сейчас и пройдемся.

Показатель первый: динамика обсуждения в блогосфере

Обычно, если людям что-то интересно, они обсуждают это друг с другом (если речь не идет о каких-то интимных материях, конечно). Традиционное место для дискуссий в Сети – это, разумеется, блогосфера.

Как ни странно, измерить ее довольно просто. Так как мы не ставим своей целью понять тональность обсуждения политики, а нужно измерить лишь активность этого обсуждения, то нет нужды использовать какие-то мощные инструменты вроде ForSight от Crimson Hexagon (об этом секретном оружии Фонда развития гражданского общества я расскажу в другой раз), достаточно воспользоваться бесплатным и открытым сервисом «Пульс блогосферы» от компании «Яндекс». Итак, что мы видим:

?

Вывод простой: обсуждать надоело. Куда больше блогеров в последнее время интересуют путешествия, урбанистика, исповеди проституток и курсы повышения сексуальной квалификации, куда без них. В общем, политические разговоры в публичных «кухнях» закончились. Но так может просто обсуждать нечего, а интерес у людей все равно сохранился? Давайте проверим.

Показатель второй: динамика поисковых запросов

Когда людям что-то интересно, они стараются найти об этом какую-то информацию. Так давайте замерим это их стремление. Для этого достаточно посмотреть статистику поисковых запросов в Google (в «Яндексе» она практически идентична, но не охватывает последние два месяца, можете проверить сами) по наиболее характерным ключевым словам, благо поисковики предоставляют такую возможность совершенно бесплатно.

Статистика по запросу «Путин»:

?

«Навальный»:

?

«Митинг»:

?

Если есть желание, можете и другие политические слова проверить – результаты будут схожие. Интерес к политике у людей угас.

Показатель третий: посещаемость политических разделов новостных сайтов

Года три назад я с недоумением спрашивал своего приятеля, работавшего тогда в Ленте.ру, почему же у них на морде сайта уже несколько лет отсутствует раздел «Политика». На что мой приятель честно ответил, что политические новости никто не читает и они вообще никому не интересны, что было на тот момент чистой правдой.

Политический раздел вернулся на главную страницу «Ленты» примерно за год до начала избирательной кампании в Госдуму. А «горячей» зимой 2011-12 годов он стал генерировать неплохую долю трафика, порой даже обгоняя (о, чудо!) такие разделы как «Технологии», «Америка» и «Игры». Похожая ситуация наблюдалась и на других крупных информационных ресурсах.

Давайте посмотрим, что же стало с политическими разделами теперь. Для этого можно воспользоваться данными сервиса статистики LiveInternet . К сожалению, среди новостников очень высок процент скромников с закрытой статистикой (видимо, из-за нагона дешевого трафика), поэтому ограничимся честной «Лентой.ру», чья статистика открыта и общедоступна:

?

Никто даже и не заметит, если спустя полгода раздел «Политика» снова исчезнет с морды «Ленты». Так как «Технологии», «Америка» и «Игры» опять впереди. Не говоря о еще почти десятке других разделов.

Конечно же, перечисленными инструментами возможность оценки уровня интереса и вовлеченности интернет-пользователей в политику не ограничивается. Интересующиеся смогут найти в докладе Фонда анализ динамики численности сообществ протестных митингов (печальное зрелище, не удивительно, что к 15 декабря организаторы приняли решение вообще никаких сообществ не делать) или, например, динамику прироста подписчиков оппозиционных аккаунтов, где тоже все очень плачевно. Замечу только, что для оппонирующей стороны все это тоже в целом справедливо.

В общем, дорогие читатели, война закончилась, всем спасибо. Пора бы уже заняться налаживанием мирной жизни. А то коровник разрушен, заводы стоят, гранты проедены. Ну а если серьезно, то сейчас идеальный момент для того, чтобы запускать медийные неполитические форматы, рассчитанные на массовую аудиторию, будь то путешествия, гаджеты или шоу-бизнес. В этих областях Рунет отстал от своего старшего американского брата на несколько лет, пора бы этот разрыв сократить.

Бери шинель, пошли домой,
Станислав Апетьян,
The Twi Journal