http://irkutsk.aldana.ru: Позиции Сергея Ерощенко
Федеральные власти продолжают замерять градус дееспособности региональных лидеров. 29 июля опубликован очередной рейтинг эффективности российских губернаторов, подготовленный Фондом развития гражданского общества (ФРГО).
Впервые при определении позиций в рейтинге введен коэффициент, позволяющий оценить конкурентность, открытость и легитимность глав регионов. Позиции иркутского губернатор Сергея Ерощенко при этом, даже после введения коэффициента «легитимности и открытости», практически не изменились (смещение вниз всего на один балл незначительно) – по-прежнему у главы Иркутской области высокий рейтинг (вторая группа, этакие крепкие середнячки-губернаторы). Тем не менее, на наш взгляд, имеет смысл повнимательнее присмотреться к тому, что показывает этот «социальный барометр».
По мнению политолога, доцента кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергея Шмидта, анализировать степень «легитимности» тех или иных губернаторов – в некотором смысле странно. А вот оценить степень «открытости» и ее особенности – вполне возможно, и даже необходимо:
- Ничего не могу сказать по поводу концепта «легитимности», который использовался в экспертной оценке глав российских регионов. Строго говоря, легитимность у всех у них одинаковая – выбранные главы выбраны по нынешнему закону, «назначенные» назначены по прежнему закону, и сроки, на которые их назначали, еще не вышли. По крайней мере, мне ничего неизвестно о том, чтобы какими-нибудь российскими регионами руководили главы-самозванцы или главы-узурпаторы, то есть, легитимны, видимо, все. Понятно, что символическая легитимность у выбранных выше, чем у назначенных, но, как мы видим по высоким позициям Ерощенко, относящегося к категории назначенных, это все особой роли не играет.
Позволю себе сказать кое-что – и про минусы, и про плюсы – по поводу «открытости губернатора», имея в виду его информационную или медийную открытость. Сначала о плюсах. Дабы не быть голословным, сошлюсь на собственный пример. Весной этого года я оставил в своем фейсбучном аккаунте запись о том, что неплохо было бы губернатору Ерощенко высказаться по поводу, мягко говоря, странного приговора тому, кто убил тулунского журналиста Ходзинского. Так вот на эту запись в фейсбуке (фейсбук все-таки не СМИ и реагировать на него официальным лицам совершенно не обязательно) была сначала реакция руководителя губернаторской пресс-службы, а потом – уже не по поводу записи, а по поводу самой истории с убитым журналистом - и самого губернатора. Ничего подобного я при прежних губернаторах не представляю. Так что на собственном примере могу подтвердить появление новых возможностей такого рода обратной связи между простыми гражданами – а я из таких – и областной властью.
Кроме того, губернатор продолжает позиционировать себя в медийном пространстве как «губернатор, занимающийся в первую очередь реальными проблемами области, а не вручением цветов на помпезных мероприятиях», и в этом смысле ощутимо выигрывает по сравнению с предшественниками.
Теперь о минусах. Освещение деятельности губернатора в местных СМИ все-таки в основном продолжает носить дежурный подобострастный характер. Не побоюсь предположить, что это бессмысленно вдвойне. Во-первых, читатели и зрители в наш яркий медийный век просто пропускают мимо глаз и ушей скучную официозную информацию, во-вторых, областная администрация не получает конструктивных экспертных и медийных оценок своей деятельности, которые могли бы быть ей полезны.
Выскажу еще одно соображение, заранее подчеркнув, что признаю его спорность. Мне кажется, что губернатор и специалисты, занимающиеся информационным обеспечением его деятельности, зря не реагируют на критические выпады в адрес Ерощенко, которые появляются время от времени в федеральных СМИ. Этот игнор формирует у граждан некоторое недоумение, а также повышенный интерес к этим выпадам. Возможно, я ошибаюсь и, учитывая не очень высокий уровень обоснованности такой критики, а также слишком уж очевидно заказной ее характер, «губернатор, решающий проблемы» и не должен обращать внимание на такое. Однако подобная политика игнора со стороны предшественника Ерощенко ни к чему хорошему для него не привела, поскольку гражданами это все-таки считывается как слабость – неспособность дать недругам сдачи. Не стоит лишний раз напоминать, что российские граждане прощают нашим политикам все, кроме слабости. Впрочем, это все вопрос, что называется, обсуждаемый.
Политический обозреватель Юрий Пронин обращает внимание на то, что практически у всех глав регионов, стоящих перед губернаторскими выборами, ситуация сходная – их «легитимность» ждет подтверждения и потом «понижающий коэффициент», введенный в этом рейтинге, влияет на общую позицию:
- Мы видим, что каких-то серьёзных подвижек в рейтинге нет. Да, существенно снизился рейтинг Сергея Собянина, ещё у нескольких губернаторов, но основная масса занимает стабильные позиции, и лидеры, за некоторым исключением, остаются прежние. Что касается Иркутской области, то наш губернатор по-прежнему выглядит неплохо.
Безусловно, он не является «суперзвездой», входящей в первую десятку, но, как и в предыдущих рейтингах, он находится в категории «выше среднего». Правда, его рейтинг снизился на один пункт. То есть, динамика не позитивная, в отличие от предыдущих исследований. Драматизировать это обстоятельство, думаю, не следует. Ситуация вполне закономерная. Я бы даже отметил, что у ряда губернаторов, находящихся с Ерощенко в сходной ситуации (то есть, перед выборами), рейтинг снизился значительнее. Некоторое падение происходит по обстоятельствам, от Сергея Владимировича не очень зависящим. Естественно, что понять, ослабнут или усилятся позиции губернатора, можно только после выборов.
Кроме того, в регионе наблюдается некая нестабильность, особенно в ряде крупных муниципальных образований, таких как Братск и Ангарск, где давно имеет место политический кризис, известный за пределами области. Это первый момент, который осложняет ситуацию. Второй – пока самому Сергею Владимировичу не удалось пройти через прямые выборы, это также создаёт некое напряжение. В рейтинге введён понижающий коэффициент, касающийся легитимности. Думаю, именно этот коэффициент снизил позицию Ерощенко в рейтинге. В последнее время именно то, что губернатор не проходил через прямые выборы и создаёт небольшие проблемы. Таким образом, небольшое снижение рейтинга губернатора связано не с какими-то его большими промахами, а с предстоящими выборами.
Руководитель проекта «Отражение» Владислав Шиндяев отмечает, что стабильно высокий рейтинг иркутского губернатора достаточно «индивидуален» и в большей степени отражает оценку профессиональных качеств Сергея Ерощенко. А вот к ряду подразделений регионального правительства, к их эффективности есть вопросы:
- На мой взгляд, стабильно высокие позиции в рейтингах губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко определяются высокой мобильностью, наличием четких позиций по большинству актуальных вопросов регионального развития, умением консолидировать интересы различных политических групп. Многие из высказываний и решений губернатора становятся ожидаемыми. При этом Сергей Владимирович умеет воздерживаться от публичного вмешательства во внутренние конфликты муниципалитетов, которые в этой ситуации практически не влияют на позиции рейтинга.
Однако, данная позиция в рейтинге не может являться устойчивой, поскольку высокий рейтинг губернатора, скорее, определен его личностными качествами и работой его небольшого окружения. Что же касается рейтинга различных профильных министерств и ведомств, то к ним возникают большие вопросы. Как с точки зрения открытости, так и легитимности.