ФРГО: рейтинг ряда губернаторов упал из-за непрозрачных выборов
Эксперты связывают значительное падение рейтинга глав семи российских регионов с влиянием "КОЛ-фактора" — отсутствием достаточной конкурентности, открытости и легитимности избирательной кампании.
В нескольких десятках регионов России 14 сентября пройдут губернаторские выборы. Во вторник Фонд развития гражданского общества представил уже четвертый в 2014 году рейтинг эффективности губернаторов по шкале от 1 до 100, 83 российских губернатора получили оценки от 46 до 98, главы Крыма и Севастополя могут быть включены в рейтинг уже в конце января — начале февраля 2015 года, пока в их регионах специалисты исследуют общественное мнение.
В этот раз специалистов попросили оценить также характер избирательных кампаний в регионах — насколько они отвечают принципам конкурентности, открытости, легитимности. Как сказал председатель правления фонда Константин Костин, нынешний рейтинг получился "горячим" — достаточно высока динамика, изменился состав первой десятки. При этом самыми эффективными, согласно рейтингу, остаются главы Ямало-Ненецкого округа, Калужской области и Татарстана.
Лидером роста оказался губернатор Челябинской области Борис Дубровский, который оказался на 9 строчек выше, чем в предыдущем рейтинге. За ним следуют губернатор Владимирской области Светлана Орлова (прибавила 8 строчек), глава Ростовской области Василий Голубев (плюс 6 мест), губернатор Воронежской области Алексей Гордеев (плюс 5 строчек), также на пять строчек выше оказался глава Ненецкого автономного округа Игорь Кошин.
Снижения за счет кол-фактора
Понижающий коэффициент — штраф за злоупотребление административным ресурсом — получили семь губернаторов. Это глава Липецкой области Олег Королев (его рейтинг понизился в сравнении с предыдущим на 22 строчки), где не был зарегистрирован кандидат от КПРФ и, по мнению Костина, ситуация улучшена уже не будет.
Также понижающие коэффициенты, в основном за проблемы с регистрацией оппозиционных кандидатов, получили глава Нижегородской области Валерий Шанцев (потерял 15 мест в рейтинге), губернатор Кировской области Никита Белых (минус 14 мест), глава Самарской области Николай Меркушкин (потерял 11 мест), глава Алтайского края Александр Карлин (оказался ниже на 9 строчек), глава Астраханской области Александр Жилкин (минус 7 строчек), губернатор Тульской области Владимир Груздев (потерял 19 строчек). В Тульской области имели место обвинения в адрес губернатора в давлении на оппозиционных кандидатов в от "Справедливой России", арест одного из кандидатов из общей части списка.
В результате Королев, Груздев, Шанцев, Белых и Меркушкин составили пятерку губернаторов с отрицательной динамикой.
"Те результаты, которые мы получили, подтверждают существенное влияние "КОЛ-фактора" — конкурентности, открытости и легитимности выборных кампаний — на рейтинг губернатора, на то, насколько граждане и эксперты оценивают эффективность его работы", — сказал руководитель Центра политических исследований Фонда развития гражданского общества Андрей Кочетков. По его словам, в повседневной работе губернаторов и особенно накануне дня голосования многие проблемы региона "спрессовываются, становятся более зримыми, более острыми, активно всплывают в информационном пространстве", что также влияет на рейтинг.
Незаметные герои
Кочетков добавил, что в целом рейтинг носит консервативный характер, уже оформилась когорта лидеров, и в целом можно сказать, что изменения мест губернаторов не очень значительны.
"Я хотел бы обратить внимание на ту незаметную работу, которая ведется в регионах, сказать несколько слов о тех регионах, которые находятся в нижней части нашего рейтинга, но тем не менее незаметная продолжительная работа видна", — сказал в свою очередь руководитель экспертного совета фонда Леонид Давыдов.
Он назвал "незаметными героями" руководителя Карелии Александра Худилайнена, который перешел от показателей рейтинга ниже среднего в область среднего рейтинга, губернатора Пермского края Виктора Басаргина, который хотя находится в группе ниже среднего, но "очевидно, что содержание в его работе присутствует".
"Оценка таких системных усилий — к этому, на мой взгляд, мы должны стремиться", — добавил Давыдов.