Четвертый рейтинг ФоРГО
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина подготовил четвертый интегральный рейтинг глав регионов. У рейтинга была запланированная интрига и – то ли в связи с этой интригой, то ли нет – не вполне ожидаемые результаты.
Интрига состояла в том, что в четвертом выпуске в оценку эффективности губернаторов добавлен новый критерий: "выполнение установки Кремля на "открытость, легитимность и конкурентность" на региональных выборах".
Ранее эффективность губернаторов ФоРГО оценивал по пяти модулям (максимум 100 баллов), в том числе при помощи социологического опроса ФОМа "Георейтинг" (максимум 75 баллов), данных Федеральной службы госстатистики (максимум 5 баллов), рейтинга социального самочувствия регионов (5 баллов), экономической оценки населением (10 баллов), индекса медиаэффективности Национальной службы мониторинга (5 баллов).
Теперь введен шестой модуль оценки: экспертное заключение о соблюдении в выборных регионах триады "открытость, легитимность и конкурентность". В тех регионах, где нарушается избирательное законодательство, есть публичные скандалы и факты административного давления, губернатор может быть "оштрафован" на 20 баллов. Но если там - по мнению экспертов - пытаются исправить ситуацию, то ущерб будет меньше, 10 баллов.
К.Костин в интервью "Коммерсанту" пояснял, что "чистота выборов — не менее важный фактор в оценке деятельности региональных властей, чем выполнение майских указов президента". Особо важным моментом он считает факт применения муниципального фильтра. Но тут тоже не однозначно, поскольку не у всех партий достаточное представительство на муниципальном уровне и у них могут возникать объективные сложности с преодолением фильтра.
То есть, губернаторы виноваты вовсе не во всех случаях, когда их оппоненты снимаются с выборов партиями или же не набирают нужного количества муниципальных подписей. Иногда и сами партии виноваты. Так, предполагалось, что губернатор СПб Полтавченко обойдется тут без потерь, хотя его главный оппонент — депутат Госдумы Оксана Дмитриева (СР) муниципальный фильтр не прошла.
Соответственно, проблемы тут у губернаторов, которые "излишне расчищающих политическое поле там, где нет риска". Что ли надо понимать так, что в случае наличия риска хорошая зачистка не повредит? Словом, предполагалось, что потерять баллы могут нижегородский, липецкий, тульский губернаторы. А тот же "Коммерсантъ" цитировал "источник в руководстве ЕР": "Мы сами заинтересованы в том, чтобы парламентские партии участвовали в региональных выборах и там, где это возможно, тренировались перед федеральным циклом выборов".
Вероятно, установка на чистую борьбу связана даже не с тем, чтобы все было очень конкурентно - это дело второе. Похоже, что этот параметр просто добавляет еще одну позицию, по которой Кремль сможет фильтровать губернаторов, при необходимости. Например, один из экспертов ФоРГО, Константин Калачев, считает, что "неэлекторальными методами" борются в основном неуверенные в себе губернаторы. То есть, у оппозиции появился еще один смысл: она – это то, что правильный губернатор должен побеждать исключительно силой своего разума и ежедневной практики.
Это было об изменениях. Некоторая неожиданность обнаружилась в том, что из 30 губернаторов, которые 14 сентября пойдут на выборы, у семи рейтинг показал отрицательную динамику. При том, что согласно предыдущему рейтингу, в регионах, где предстоят парламентские выборы, нигде не было зафиксировано катастрофического снижения позиций действующих губернаторов, так что больших проблем у них не ожидалось.
А тут - отрицательная динамика сразу у семи. Но дело в том, что это же разные вещи: отрицательная динамика и место в списке. Сам Костин, комментируя 4 выпуск "Известиям", который его (рейтинг) и опубликовали, сказал, что "серьезных колебаний нет. В основном мы наблюдаем корректирующие изменения показателей на несколько баллов".
Теперь – частности. Публикаторы рейтинга обращают внимание на то, что из группы «Очень высокий рейтинг» выбыли глава Нижегородской области Шанцев (упал на 15 мест), губернатор СПб Полтавченко (- 4 места), руководитель Самарской области Меркушкин (- 11 мест). Костин считает, что сказался именно новый параметр, «фактор КОЛа» (конкурентность, открытость, легитимность). Так что, невзирая на предположения, что в связи с Дмитриевой у Полтавченко проблем не будет, они появились. Впрочем, расплатиться за данный факт всего-то четырьмя позициями в рейтинге – не проблема. Ну разве что Полтавченко выпал из лидеров во вторую группу, просто "высокого рейтинга".
В остальном же в первой изменения не категорические: впереди по-прежнему ямало-ненецкий Кобылкин. Растет Кадыров, теперь уже 6-е место. В эту группу впервые вошли глава Воронежской области Гордеев (+ 5 мест) и губернатор Владимирской области Орлова (+ 8 мест) — они делят между собой 9–10-ю строчку. Руководитель Чукотского автономного округа Копин (- 1 место) и мэр Москвы Собянин (- 10 мест) из этой десятки выпали.
В связи с Собяниным упоминается авария в метро, притом, что – по словам Костина – с выборами в Мосгордуму все в порядке, конкуренция будет обеспечена, "на выборах в МГД широко представлены все политические силы". На Меркушкине плохо отразилась ситуация на будущих выборах в Самарской области. Его оппоненты — Матвеев (КПРФ) и Маряхин («Справедливая Россия») обвиняют и.о. главы региона в злоупотреблении полномочиями и использовании административного ресурса при сборе подписей. Аналогичная ситуация и у Шанцева, на которого жалуется Буланов от КПРФ , вполне актуально утверждающий, что "руководитель области не выполняет указание Кремля о соблюдении трех основных правил — конкурентности, открытости и легитимности".
Группа «Высокий рейтинг» мало изменилась в сравнении с предыдущим рейтингом, разве что в нее съехали вышеупомянутые Полтавченко, Меркушкин и Шанцев. При этом остальные главы выборных регионов показали положительную динамику: глава Приморского края Миклушевский (+ 2 места), руководитель Башкирии Хамитов (+ 2 места), губернатор Оренбургской области Берг (+1 место), глава Якутии Борисов (+ 1 место), губернатор Ивановской области Коньков (+3 места), глава Республики Алтай Бердников (+ 3 места).
Зато в группе «Средний рейтинг» есть граждане, чьи позиции сильно ухудшились с введением шестого параметра ФоРГО. Врио главы Липецкой области Королев упал на 22 места и теперь он № 51. Эксперты, работавшие над новым рейтингом, пишут, что в его регионе проблемы возникают даже у парламентских партий. А самого серьезного соперника Королева, кандидата от КПРФ Разворотнева, на выборы просто не пустили.
Врио главы Кировской области Белых соскользнул на 14 позиций вниз и теперь на 68-ом месте. Эксперты считают, что он давит на оппозицию во время кампании. Впрочем (сообщают "Известия"), по мнению вице-президента Центра региональных исследований Туровского, реального ограничения в области все же нет, "скорее, это отражение того, что Белых пришел в область от оппозиции и не имеет абсолютной поддержки в администрации президента".
В Тульской области выборы губернатора в этом году не проходят, а глава региона Груздев пока провалился на 19 строк - вниз в связи с обвинениями в свой адрес в давлении на оппозиционных кандидатов, участвующих в выборах в региональное заксобрание. Плюс к тому, по словам Костина, сообщения о коррупции негативно сказывались на репутации Груздева и забирали у него баллы в рейтинге. Но главным тут были публичные претензии со стороны лидера «Справедливой России» Сергея Миронова на то, что в регионе оказывается давление на кандидатов от парламентской партии. В данном факте можно обнаружить и некоторый смысл существования партии "Справедливая Россия", определенную социальную функцию в партийной жизни они выполняют.
Вообще, в этой схеме, с 6-ым параметром, есть некоторый парадокс – губернатор может обвалиться в рейтинге, но сам зажим оппозиции вполне может помочь ему победить. Ну, тогда плохой балл по этому пункту можно рассматривать как отсроченный риск: "рейтинг ФоРГО нацелен на то, чтобы в начале кампании напомнить губернаторам о том, что они должны постараться избежать возникновения заметных скандалов во время выборов".
Наконец, «Группа смерти». По сравнению с прошлой версией рейтинга, там изменений не произошло, разве что глава Карелии Худилайнен поднялся в группу середняков. Ни один из губернаторов этой группы этой осенью в выборах не участвует, зато динамика у всего списка отрицательная — глава Пермского края Басаргин – минус 3 места, руководитель Северной Осетии Мамсуров – минус 5, губернатор Брянской области Денин - минус 5, глава Ярославской области Ястребов - минус 2, губернатор Тверской области Шевелев - минус 4.