| 15 февраля, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Внесенный в Госдуму президентом России Владимиром Путиным законопроект о запрете чиновникам иметь счета за рубежом может быть полностью принят в течение месяца. Такое мнение высказала глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, член фракции «Единая Россия» Ирина Яровая. По ее словам, на следующей неделе состоится заседание ее комитета, посвященное данной инициативе, и депутаты, скорее всего, будут предлагать рассмотреть данную инициативу в первом чтении 22 февраля. Об этом пишет Газета.ру.
«Мы планируем предлагать первое чтение на 22-е число... Я думаю, что нет препятствий к тому, чтобы принять его в короткие сроки, потому что поправки, которые внесены ко второму чтению <внесенного депутатами> законопроекта, который уже находился на рассмотрении комитета, и поправки, которые сейчас внес президент к этому закону, мы готовы отработать быстро... Надеюсь, что весь пакет может быть принят полностью в течение месяца. Во всяком случае, комитет настраивается на такую работу», — сказала Яровая. Она подчеркнула, что «президент предложил еще более строгие нормы по поводу декларирования — все декларирование подлежит обязательной проверке». «В инициативе главы государства есть еще одно новое требование — проверки могут быть начаты по информации ЦБ и кредитных организаций, и запросы могут направляться в международные организации, так как речь идет о международных объектах, которые находятся на территории других государств», — сказала Яровая, добавив, что «это новелла, этого не было в законодательстве».
Закон, запрещающий чиновникам иметь счета за рубежом, вынудит тех, кто не захочет ему подчиниться, уйти из элит. Об этом заявил заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков 14 февраля в ходе организованного Фондом развития гражданского общества круглого стола "Национализация элит", передает корреспондент ИА REGNUM. "У нас нет других людей, и закон попытка предложить новые правила игры. Не хочешь - уходи", - сказал эксперт.
По словам Полякова, президент России Владимир Путин, предложивший проект этого закона на рассмотрение Госдумы, "опирается на народ". "Народ - это те, кто голосовал за Путина 4 марта", - отметил он. "Этот закон разделит элиты на хороших и плохих... Хорошими будут те, кто подчинится ему", - считает Поляков.
Ответственный государственный служащий не должен иметь зарубежные счета или имущество, убежден первый зампред думского комитета по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев. Комментируя ER.RU внесение президентом проекта закона о запрете для госслужащих иметь счета и бизнес-активы за рубежом он, в частности, отметил:
«Я считаю, что ответственный государственный служащий высокого ранга не должен иметь ни имущества за рубежом, ни материальных активов в виде акций и счетов, поскольку существует угроза давления зарубежных политических структур через эти инструменты на конкретных чиновников, с целью изменить их решение по тем или иным существенным для государства вопросам». По его словам, к этой категории можно отнести «федеральных министров, их заместителей и депутатов Госдумы».
Чиновникам запретят хранить деньги в иностранных банках, но возникают вопросы: а как быть с банками Белоруссии? – задаются вопросом «Московские новости». Ведь у нас союзное государство, Белоруссия важнейший партнер России по Таможенному союзу. «У нас есть множество соглашений с Белоруссией, по которым у нас очень общего в экономике, я думаю, что по этому законопроекту Белоруссия не является иностранным государством. С Белоруссией и Казахстаном мы интегрируемся вовсю — скорее всего, и в Казахстане можно будет держать счета», такое мнение высказал советник председателя Банка России Павел Медведев. Другое дело, что хранить средства в белорусском банке совсем невыгодно — как в белорусских рублях, так и в валюте. «В Белоруссии совсем другая инфляция, если хранить деньги в белорусских «зайчиках», а если хранить там в валюте, то появляются несоразмерные риски», — говорит директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.
Заместитель редактора отдела политики Газеты.ру Александр Артемьев, считает, что новый законопроект – это чисто популистский шаг. Путин выстраивает сейчас «новое большинство» из числа тех, кто лояльно настроен к нему. После того как растущий средний класс продемонстрировал невозможность терпеть его возвращение, Путин четко ориентируется на занимающие более низкое положение классы, зависящие от госдотаций, на бюджетников. И средствами формирования его поддержки на третий президентский срок выбраны национализм, популизм и религиозный обскурантизм. Его мнение приводят Postimees. Запрет на владение имуществом это и сигнал бюрократам, что в новой России, более изолированной и популистской, чем прежде, они должны приспособиться к новым правилам. Когда все имущество функционеров находится в стране, куда больше возможностей для того, чтобы контролировать их, что уже показали коррупционные скандалы с бывшим министром обороны Сердюковым, «Олимпстроем» и саммитом АСЕАН. Это средство держать в кулаке ту часть элиты, которая может дезертировать. Кроме того, это оружие не только защиты, но и нападения. Путин получит инструмент, с помощью которого сможет наказывать неподчиняющихся, применяя санкции выборочно.
Сейчас наблюдаются первые робкие попытки напомнить служивому классу, что придется работать по новым правилам. А вопрос лояльности госслужащих к стране, в которой они работают, стоило бы поставить более четко и определенно, считает Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии. "Во всех развитых странах госслужба накладывает большое количество запретов, подчас жестких и дискомфортных. А мы только начинаем к этому привыкать", - приводит слова политолога Finam.ru.
За последнее время это уже не первая идея ограничить личные интересы чиновников границами России. В прошлом году уже предлагалось запретить владеть недвижимостью и бизнес-активами за рубежом, а также не позволять учиться там детям чиновников, судей и руководителей госкорпораций. С недвижимостью ситуация пока не очень понятная, как говорят эксперты, должны быть установлены какие-то ценовые пределы на собственность. Если обнаружится, например, вилла в Майами, - это одна ситуация, а вот домик в Болгарии, который может стоить гораздо дешевле, чем квартира в Москве - уже другая. Запрет на недорогую недвижимость будет совершенно бессмысленным, получится некоторая гражданская дискриминация. Пока депутаты вроде остановились на том, что иметь недвижимость за границей можно, но ее надо декларировать.
Все это похоже на тенденцию к самоизоляции, про "железный занавес" речи не идет, а вот о неких избирательных "занавесочках" - несомненно, считает Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ ВШЭ: "Порой аргументы этих ограничений можно назвать параноидальными. Понятно, что зарубежные активы и счета контролировать гораздо сложнее - это вопрос разного рода соглашений, но это возможно".