СМИ о мероприятиях

  |  17 февраля, 2013   |   Читать на сайте издания

Родину приказано любить материально

Закон, запрещающий государственным служащим и членам их семей иметь счета в зарубежных банках, который Владимир Путин внес на рассмотрение Государственной думы, в среде политологов и самих представителей власти уже получил название закона о "национализации элит".


Эксперты заявили, что речь идет не просто о давлении на отдельно взятых высокопоставленных чиновников и не о борьбе с коррупцией. Последствием принятия закона станет изменение всего общественно-политического строя, сложившегося в стране.

На днях Фонд развития гражданского общества провел круглый стол, где обсуждалось, каким образом может измениться страна после того, как законодатели ратифицируют этот документ.

Нельзя сказать, что мнения присутствовавших там экспертов сильно разошлись, но все-таки обнаружился довольно разный подход к проблеме.

Публицист Михаил Леонтьев сразу отметил, что законопроект хорош уже тем, что речь идет об адекватных и соответствующих нынешнему времени санкциях.

"Это редкий случай на фоне последних законодательных инициатив, когда люди путают кислое и зеленое. Здесь есть некая ясность юридической позиции, а также политическая четкость",- попытался задать тон дискуссии Леонтьев, сразу подчеркнув, что наличие счетов за границей не является преступлением.

"Проблема в конфликте интересов: люди, которые обязаны защищать суверенитет страны не должны ставить себя в положение зависимых от иностранного государства. Поэтому в законе нет попытки наказать их. Не идет речь и о борьбе с коррупцией. Закон не об этом.

Таким образом чиновникам объясняют, что они работают исключительно на российское государство. А человек, финансово связанный с иностранным государством едва ли может это делать достаточно качественно и честно", — пояснил Леонтьев.

Впрочем, позитивный пафос Леонтьева очень быстро сошел на нет: журналист Сергей Доренко привычно добавил "ложку дегтя".

"Ни один закон в России не действует механически. Допустим, обнаружится более-менее заметный чиновник, имеющий счета за границей. Его судьба будет решаться, основываясь на его лояльности или нелояльности к власти. И только так. Я не верю ни в какой закон. Русская элита достаточно интеллектуальна и абсолютна аморальна, чтобы его обойти"- сказал журналист.

С его точки зрения, только "понятия" и мораль могут изменить ситуацию. "Принципиальный вопрос русской элиты — это освоение России вахтовым методом.

Одни живут в Лондоне и вахтовым методом осваивают Москву. Другие живут в Москве и так же осваивают города-миллионники. Элита из "миллионников" высасывает кровь из остальной России. Пока это не будет переломлено в свете "понятий", любой закон не заработает и никакие уговоры Президента не помогут", — заявил Сергей Доренко.

Он предложил опираться на патриотическую часть элит, используя этих людей как противовес непатриотической.

"Надо внедрять в ее сознание страх. Если нет культуры, должна быть плетка. И плеткой станет патриотическая элита", — заявил Доренко.

Но есть ли она в стране, и может ли на нее опереться президент? И вообще, на кого, кроме спецслужб, он может опереться? "Я не знаю",- честно признался Сергей Доренко.

Проблема заключается в том, что многие чиновники за последние годы стали бизнесменами, и их бизнес зарегистрирован в оффшорных зонах. И это повсеместно: кто-то даже вспомнил, что в Подмосковье есть самая обыкновенная котельная, управляющая компания которой оформлена в оффшоре.

"Из пятидесяти крупнейших российских частных компаний двадцать три зарегистрированы в других странах, еще несколько имеют "центр управления" за границей. Таким образом, почти половина из них получает стратегические указания из-за рубежа", — подчеркнул директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев.

Он заметил, что опираться можно только на средний бизнес. "Многие из этих предприятий оформлены за границей. Но у их руководство больше привязано к земле, у них слабее инстинкт эксплуатации своей страны", — пояснил Фадеев.

Руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко оказался на редкость миролюбив в этом вопросе.

Первым делом он заметил, что ему не хотелось бы увидеть войну между "партией развития" и "партией вывоза".

"Всегда есть люди, которые инвестируют во внешний рынок, так же как и те, кто инвестируют во внутренний рынок. Но их внутренняя лояльность — это достаточно существенный вопрос", — сказал Шевченко.

Он призвал к очень осторожному использованию закона, добавив, что после его принятия Совет Федерации, скорее всего, опустеет.

"Миллиардеры, которые там находятся, вряд ли инвестируют в футбольные клубы только на территории России. Мне хочется, чтобы при исполнении этого закона все-таки не пострадал бизнес, который, пусть и с нарушениями в 1990-ые годы, все-таки встал на ноги", — подчеркнул эксперт, все-таки при этом заметив, что "оффшорная аристократия", конечно, является врагом народа.

"Мы видим, как совершенно хищнически используются ресурсы страны. В Сибири "оффшорная буржуазия" учинила настоящей разгром, это хуже, чем монголо-татарское иго. Если побывать в Красноярском крае, Иркутской области, то там даже со стороны видны последствия массовой вырубки лесов. Но деньги не остаются в области, они все уходят через оффшоры", — поделился своими наблюдениями политолог.

"Я бы настаивал на том, чтобы капиталисты, имеющие ценные бумаги за границей, покинули государственную службу. Конечно, политическая элита при этом поменяется очень серьезно. Будет недостаток кадров, потому что из государственных органов уйдут состоявшиеся, опытные люди. Но пора менять правила игры", — заметил Максим Шевченко.

Член Совета по правам человека при президенте РФ Леонид Поляков оказался не склонен прогнозировать революционные изменения.

"Когда поднимается тема неправедности капитала, который родом из 1990-ых годов, появляются призывы "долой" и "начнем сначала". Срубить все и начать заново — это не вариант. Вариант только один — своего рода политический тюнинг. Надо аккуратно и осторожно настраивать всю систему на новую волну. В прошлом веке мы два раза радикально "срубили" политическую систему. Третьего не будет. Надо, принимая все недостатки, все ограничения, двигаться стабильно в этом направлении", — сказал он.

В этой долгой и эмоциональной дискуссии о судьбе правящего класса как-то забылось, что помимо олигархов в стране существует непосредственно народ.

Возможно, о нем бы никто и не вспомнил, если бы не генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Он не стал рассуждать о судьбе элиты, а только заметил, что 70 процентов жителей страны не имеют вообще никаких счетов в банках — ни в российских, ни в зарубежных.

"Для них все эти разговоры — как картинки из жизни марсиан", — сказал социолог.

Оказалось, что сотрудники ВЦИОМ предложили респондентам список из нескольких десятков наиболее употребляемых в обществе понятий и попросили выбрать те из них, которые вызывают больше всего негативных эмоций. Слово "элита" уверенно заняла первое место.

"Все меры по выкачиванию денег из этих людей вызывают в народе просто ураганную поддержку", — подчеркнул Федоров и привел статистику, согласно которой 61 процент населения поддерживает новый закон.

Эксперт сказал, что жители страны воспринимают элиту как молодых, энергичных, умных и образованных людей. Но у них есть "ахиллесова пята". "Эти люди работают на себя, а не страну, и это перечеркивает все их достоинства", — отметил директор ВЦИОМ.


 

Наталья Пуртова
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2013/02/17/1095199.html