| 14 февраля, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Вчерашний разговор, возникший при обсуждении факта бесценной помощи, оказанной г-ном Навальным президенту РФ, судя по всему, начавшему-таки чистить "Авгиеву берлогу", при общем согласии с тем, что без репрессий Россию не вылечить, естественным образом вызвал и вопрос: а что это, собственно, за зверь такой, "репрессии"? О которых все говорят, не слишком хорошо представляя себе саму процедуру и возможные осложнения...
Ясно, что речь идет не о чем-то типа сулланских проскрипций, опричных казней или якобинского террора. Это, бесспорно, неплохие методики, но представьте себе вкусный запах паленой человечины, - и есть ощущение, что согласитесь: время не то и нравы не те, да массовой резни нынешняя Россия позволить себе все-таки не может. Неукоснительные расследования и посадки - уже лучше, но опять же, есть смысл быть реалистами: за 20 лет первоначального накопления сложились такие правила, что коррупция стала не только нормой жизни, но и формой присяги на лояльность руководству, когда быть честным означало не быть никем. И если начать расследовать и сажать в массовом порядке, то вполне может повториться (вернее, не может не повториться) "сталинский сюжет". Ага. Тот самый, когда партийный аппарат относительно спокойно терпел прополки, открывающие номенклатурным "низам" путь к вершинам, но стоило систему учуять намек на угрозу себе в целом, как система, - сугубо на уровне рефлекса, - огрызнулась, избавившись от Бога Земного.
А Владимир Путин таки не земной бог. Не царь. И даже не герой. Он всего лишь человек, которому не чужды никакие условности и фобии нашего времени, и он старается играть по правилам. Согласно которым, скажем, наказание тому же Сердюкову равно десяти сталинским годам без права переписки - окончательным и бесповоротным вылетом из "обоймы", а значит, и из эмпиреев. И как ни обидно многим, что сей господин остался жив и будет здравствовать, с точки зрения государственного интереса это правильно. Потому что, согласитесь, для России принципиально важно именно то, что Сердюкова (или, например, ту же Скрынник) убрали с глаз долой и подальше от корытца, а живы они или нет, это уже иной вопрос. Чтобы не злоупотреблять терпением аппарата, пока этот аппарат укомплектован теми, кем укомплектован, разумнее всего, не особо размахивая косой, проводить профилактику, походу отслеживая, кто небезнадежен, а кто неисправим.
В этом смысле, инициатива Владимира Путина, предложившего Думе свой вариант законопроекта, запрещающего парламентариям и чиновникам иметь заграничные счета и акции иностранных компаний, а в качестве наказания за нарушение предполагающая увольнения и лишение полномочий, - по мнению решительно всех экспертов, - не только вполне логична, но и по всем параметрам перспективна. Просто потому, что если у чиновников и депутатов есть серьезная собственность, такая, которую очень жалко терять, то, - прав Константин Костин, главой Фонда развития гражданского общества, - неизбежно возникают "проблемы с их лояльностью и предпосылки для вмешательства той страны, где находятся эти активы, во внутреннюю политику". А если этих активов нет, то никаких проблем и предпосылок не возникает, - и всем хорошо. И государству, ибо набор рычагов влияния не него извне резко сокращается, и разного рода "элитариям", избавляет их от соблазнов, а значит и от опасности попасть если не под топор родимой Фемиды, так в лапы шантажистов, гораздых изобретать фокусы типа полусекретного "списка Магнитского". Строить же хоромы и обустраивать гасиенды можно и на Валдае. Там, заодно, и воздух чище, и негров меньше, и налоги ниже. Ежели что, спросите месье Депардье.
О чем, собственно, и шла речь на круглом столе "Национализация элит", организованном по инициативе ФРГО. Где вообще народ озвучил много толкового. Как по мне, так практически все, что нужно. Кроме, разве, насчет оффшорных зон, куда бюрократия, неплохо усвоившая методы героев ельцинской эпохи, навострилась прятать тяжким трудом нажитое. Но, будем надеяться, это впереди. Должна же быть хоть какая-то интрига.
Оригинал в блоге