| 14 февраля, 2013 | | | Читать на сайте издания |
В четверг, 14 февраля в Фонде развития гражданского общества прошел круглый стол "Национализация элит", в ходе которого эксперты обсудили политическое значение предложенных Президентом РФ мер по запрету на владение российскими чиновникам банковских счетов за рубежом, их влияние на конфигурацию российской элиты и международный опыт.
Напомним, что Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект, запрещающий чиновникам федерального и регионального уровня, лицам, занимающим руководящие должности в Центробанке, государственных корпорациях, и высшим военным, а также их супругам и несовершеннолетним детям иметь счета в расположенных вне России иностранных банках, облигации и акции иностранных эмитентов, в том числе ценные бумаги иностранных государств.
По мнению тележурналиста Михаила Леонтьева, он увидел две скептические реакции на этот законопроект: одни говорили о мягкости наказания, другие не верили, что это как-либо поможет в борьбе с коррупцией. "Это тот редкий случай, когда есть некая ясность позиций и чёткость юридическая и политическая", - считает М. Леонтьев, говоря о том, что закон, во-первых, не имеет никакого отношения к борьбе с коррупцией, поскольку наличие недвижимости или банковских счетов за границей не может считаться преступлением. По словам Леонтьева, в данном случае речь стоит вести о конфликте интересов, когда российский чиновник, стоящий на страже суверенитета государства, не может ставить себя в положение зависимого.
Как отметил Леонтьев, лично он, безусловно, является сторонником более жёстких действий. Но "сейчас этот закон отвечает современным реалиям" и его существование в таком виде говорит о то, что Путин действительно хочет, чтобы закон работал. "Здесь есть ясность позиций. Люди, которые в приоритет ставят защиту интересов страны, не должны зависеть от чужих денег", - подчеркнул он.
В России необходимо опираться на национальный капитал, уверен директор Института общественного проектирования, главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев. "В Британии нет такого закона, но если кандидат в парламенте имеет счет в Швейцарии, то общественное мнение сразу его осудит. Если ты имеешь счет в другой стране, то ты что-то задумал, тебя осудит общество и ты не попадешь в парламент. Там сильны именно моральные позиции", - сказал Фадеев.
По словам эксперта, из 50 крупнейших компаний России половина имеет центр принятия решений за рубежом. Поэтому, отмечает он, нужно опираться на средний капитал. "Наша задача - сделать политический субъект из этого патриотического среднего бизнеса, он - национальный капитал", - заявил Фадеев.
Зав. кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ, член Совета по правам человека при Президенте РФ Леонид Поляков напомнил о принятии в США "акта Магнитского", согласно которому любой человек может оказаться в этом списке. "Теперь есть перспективы, что и в рамках Евросоюза некоторые страны захотят последовать примеру старшего брату. Так вот, гуманная миссия предложенного закона заключается в том, чтобы оградить нашу правящую элиту от такого рода посягательств", - отметил он.
Член Совета по правам человека при Президенте РФ, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко поддерживает тезис о необходимости формирования национальной элиты. Принятие этого закона приведёт к смене политической элиты России, считает он. "Совет Федерации опустеет. Миллиардеры, которые там находятся, вряд ли инвестируют только в российский футбол", - заметил он.
"Будет проблема кадров, но надо менять правила игры, поскольку Россия в отличие от Запада не является страной с устойчивой политической элитой, у которой нет ощущения того, что другой земли у них нет. Надо будет сейчас выявлять новые кадры новой политической элиты России, статус которых определяется не деньгами в кармане, а их убеждениями", - сказал он, подчеркнув, что принятие этого и схожих законов, это тот контур, "который обеспечит национальный суверенитет России".
По мнению Леонида Полякова, что в случае принятия закона не произойдёт ущемления прав предпринимателей. "Я хочу стать депутатом областной думы, тогда я даю обязательства инвестировать исключительно в российскую экономику. Ищи куда инвестировать в России", - сказал он.
Политолог, проректор Российского экономического университета Сергей Марков в свою очередь обратил внимание на то, что это не законопроект не об уничтожении, а о переформатировании элит. "В элите у нас люди сильные. И нам нужны те же самые люди, но действующие по другим правилам, теперь им предстоит доказать свой патриотизм не на словах, а на деле", - сказал он.
Марков отметил, что вслед за принятием закона последует деофшоризация элит, в результате которой уйдёт какое-то количество, но на 90% останутся те же самые люди.
Глава ВЦИОМ Валерий Фёдоров привёл результаты опросов на тему элит и зарубежных банковских счетов. Для большинства россиян, по словам Фёдорова, этот вопрос решён. Так, согласно данным исследования, счета в российских банках есть только у каждого третьего гражданина страны.
Поэтому те, кто имеет счета за рубежом воспринимаются как люди с другой планет. Больше всего россиянам не нравятся два слова: "революция" и "элита". И последнее определение, отмечает социолог, вызывает максимум негативных эмоций. "Наша нынешняя элита во всём лучше старой советской элиты - они моложе, умнее и т.д. Но есть одна ахиллесова пята - это люди, которые работают на себя и только на себя, а не на страну, и это перечеркивает все остальные положительные моменты. Поэтому любые меры, ограничивающие деятельность элит по выкачиванию и перекачиванию средств из России, пользуются ураганной поддержкой", - подчеркнул Фёдоров.
В целом, закон обязательно вызовет дискуссию в обществе и экспертной среде, а некоторые его моменты, скорее всего, придётся дорабатывать. Например, как отметил в этой связи Максим Шевченко, одно дело, когда речь идёт об офшорах, через которые идёт разграбление страны, и совсем другое, если тот или иной чиновник владеет акциями зарубежной компании, не участвуя непосредственно в её управлении. "Разве каким-то образом через акции можно воздействовать на его политические взгляды, разве после этого он станет предателем родины?" - задается вопросом телеведущий.
Но, так или иначе, все участники обсуждения сошлись на том, что вопреки всем скептическим замечаниям, этот закон будет работать.