СМИ о фонде

  |  16 июня, 2014   |   Читать на сайте издания

«Управляемый хаос» и преемники Виктора Басаргина

 

Чуть более двух лет минуло с момента отставки Олега Чиркунова и появления в регионе Виктора Басаргина. Кажется, что с тех пор прошла целая вечность; новый губернатор успел растерять гигантский кредит доверия, найти, как ему кажется, союзников среди местных «мини-олигархов», спровоцировать появление системной оппозиции, вернуть в поле пермской политики такие понятия, как фаворитизм, «образ врага» и принципы «свой – чужой». Но самое главное – он успел приучить всех к наличию «управляемого хаоса» в руководстве Пермским краем. Подо всеми этими пунктами стоило бы поставить жирные минусы. Но самое смешное, что отставка губернатора, о которой все уверенней говорят наблюдатели, не выгодна сегодня даже самым яростным противникам главы региона. В любом, даже самом благоприятном случае такое развитие событий грозит трансформацией управляемого хаоса в неуправляемый, новым переделом сфер влияния и «перекройкой» активов. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

Все помнят о тех огромных надеждах, которые возлагались на Виктора Басаргина чуть ли не с первых дней его появления в Пермском крае. Спокойный, консервативный, даже чуть медлительный, с опытом работы в федеральных структурах – казалось, что «нервная» эпоха Чиркунова сменится временем спокойного и поступательного развития с опорой на традиционные ценности, лоббированием интересов края экс-главой минрегионразвития РФ, появлением на министерских постах грамотных, «консервативных» управленцев. Басаргин тогда никому не отказывал, всех привечал, улыбался, демонстрируя открытость и желание сделать жизнь в Пермском крае и лучше, и веселее. Басаргину простили «казус Панова», хотя Чиркунова в такой ситуации просто бы заклевали. А в конце 2012 года оказалось, что губернатор обладает достаточной волей, готовностью к жесткой борьбе и выстраиванию своей вертикали власти. Из администрации главы региона был «изгнан» давний соратник Юрия Трутнева Григорий Куранов; на пост главы пермской «Единой России» в пику рекомендациям из Москвы «выбрать» Юрия Борисовца поддержан Николай Демкин. Осторожные комментарии, что-де «Басаргин нарушил договоренности», утонули в ливне восхищенных возгласов вроде «губернатор-то у нас – молодец», а появившаяся в сети видеозапись корпоратива, где Басаргин исполнял песню Юрия Николаева, пожалуй, только добавила первому популярности. Потому как с вокальными данными у губернатора все очень даже неплохо.

 

Время несбывшихся надежд

Начинавшийся «за здравие» 2013 год сегодня все чаще называют временем «топтания на месте». Губернатор (а точнее, краевая исполнительная власть в целом) погряз в конфликтах с группой депутатов законодательного собрания, решениях проблем с бюджетом, инвестициями, неурядицами в стане крупнейших корпораций-налогоплательщиков Пермского края. Ощутимых сдвигов в крупнейших заявленных проектах – от второго моста через Чусовую до Бахаревки – пока не наблюдается. Но самое главное – очень явно обозначилась тенденция кризиса исполнительной власти, отсутствия внятной идеологии и единого центра принятия решений. История о том, как «непонятные люди» просачиваются в кабинет к губернатору, а по результатам этих встреч отдаются странные распоряжения Геннадию Тушнолобову, уже не первый месяц обсуждают все, кто имеет хоть какой-то доступ в коридоры Куйбышева, 14. При этом серый кардинал правительства, вице-премьер Олег Демченко, сконцентрировавший в своих руках контроль над основными министерствами и таким «монстром», как «Корпорация развития Пермского края», также, по слухам, не любит ставить своей подписи под «интересными» документами, перепоручая эту честь подчиненным министрам. Один из министров, как считается, подписей под документами ставить не захотел, и в правительстве образовалась вакансия главы минтранса. «Совершенно непонятно, кто принимает решения в правительстве и кто несет ответственность за их выполнение. Слово высокопоставленного чиновника или даже губернатора уже давно не является гарантией того, что договоренности будут соблюдены» – такой среднеарифметический вывод можно услышать из уст многих участников как политических, так и бизнес-процессов.

 

Наличие конфликта в администрации губернатора также давно является секретом Полишинеля. Его основными участниками считаются глава администрации Алексей Фролов и внештатный советник губернатора, глава «прогубернаторского» медиахолдинга Кирилл Маркевич. Последний, покровителями которого называют все того же Олега Демченко и главу аппарата правительства Елену Абузярову, практически не скрывает того, что ведет свою игру, при этом формально не неся никакой ответственности за последствия таких действий. Маркевич считается одним из главных «виновников» появления системы «свой – чужой», в которой «свои» замкнуты на все ту же «группу Демченко», а те, кто пытается отстаивать свою точку зрения, неизменно переходят в разряд «чужих», доступ которых к губернатору блокируется. Наблюдатели до сих пор недоумевают, почему этот молодой человек «понравился» губернатору и набрал такой аппаратный вес. А сам Маркевич, как говорят, «развлекается», выстраивая с помощью своего медиахолдинга все более толстую стену непонимания между губернатором и теми, кто имеет хоть сколько-нибудь отличающуюся от декларируемой «линии партии» точку зрения. «Разделяй и властвуй», создание «образа врага», которого надо непременно уничтожить – все эти нехитрые пиаровские приемы, как ни странно, хорошо воздействуют на Виктора Басаргина.

Алексей Фролов явно не желает быть статистом в этом процессе; считается, что он более настроен на диалог, нежели на конфликт. Сегодня на его счету такая аппаратная победа, как назначение главой департамента информполитики администрации Алексея Зорина (чего, как говорят, очень не хотел Маркевич). Кроме того, Фролов не первый день в пермской политической повестке и знает, как вести переговоры с тем или иным депутатом законодательного собрания или Пермской гордумы, на какую мозоль надавить, как предложить то, от чего собеседник отказаться не может; в общем, он как минимум не вызывает отторжения у пермских элит. А вот времени и ресурсов для аппаратной борьбы ему явно не хватает. Поговаривают, что он сегодня нашел союзника в лице Геннадия Тушнолобова, правда, союз это, скорее, временный и тактический. Тушнолобов, естественно, тоже недоволен своим положением в системе координат, но его лучшие дни в политике скорее в прошлом, чем в будущем.

 

«Управляемый хаос» – так чаще всего характеризуют наблюдатели систему власти, которая выстроилась в Пермском крае на сегодняшний день. Между тем шаг за шагом возникают все новые риски для этой системы, главными из которых считаются назначение главы администрации Перми и серьезные проблемы с бюджетом Пермского края.

Три сигнала для губернатора

Ситуация с назначением сити-менеджера Перми явно стала тем риском, который краевые власти никак не смогли предугадать. Результатом отсутствия системной работы с представителями групп влияния стало появление среди претендентов на пост главы администрации Перми таких «тяжеловесных» фигур как Игорь Папков и Алексей Луканин, которые с помощью организованного московскими политтехнологами проекта «Народное голосование» шаг за шагом набрали электоральный вес, увеличили узнаваемость в Перми, обкатали технологии, создали «поле», которое в будущем могут применить на любых выборах.

Контрвыпады по дискредитации этих «игрушечных выборов» на телеканалах и в прессе, идеологом которых считается все тот же Кирилл Маркевич, внесли еще большую сумятицу в головы граждан (что может иметь далеко идущие негативные последствия) и действовали на руку приезжим технологам, ведь единственная негативная реклама – это некролог. Впрочем, на результат эти процессы никак не повлияли: считается, что окончательное избавление 20 июня (на заседании гордумы) и. о. главы администрации Дмитрия Самойлова от «временной» приставки обеспечит якобы контролирующий гордуму депутат Владимир Плотников. Но сам факт наличия конфликтной ситуации, неадекватные действия по ее ликвидации и союз с Плотниковым явно взяты «федералами» на карандаш: союзы с представителями элит, прошлое которых можно назвать неоднозначным, никогда не приветствовалось. То же самое можно сказать и о другом союзнике губернатора – Владимире Нелюбине, который, как считается, обеспечивает поддержку инициатив краевой власти на региональном уровне и в партии «Единая Россия». Самойлова назначат, это факт, любые «народные» и «антинародные» голосования здесь роли не играют. Но вот как будет губернатор расплачиваться со своими союзниками за эту победу – вопрос открытый, и он наводит на мысли о переделе сфер влияния в городе. Например, в такой интересной отрасли, как пассажирские перевозки.


Параллельно с «процессом сити-менеджера» в полный рост обозначились вопросы будущего секвестра бюджета Пермского края. Денег не хватает, вот-вот будет превышен предельный дефицит в 15 %, придется резать – и резать по живому, по социальным статьям, здравоохранению, образованию, что настораживает даже такого верного сторонника губернатора, как лидер пермских единороссов Николай Демкин. Нажать на кнопку и отобрать у образования или здравоохранения сотни миллионов – это намного серьезнее, чем предоставить льготу какому-нибудь Газпрому.

И, наконец, третий сигнал – двукратное попадание губернатора в «группу смерти» рейтинга Фонда развития гражданского общества (ФоРГо), который считается близким к Кремлю, структурой, якобы выдающей своими рейтингами «черные метки» главам регионов. После первого попадания в этот рейтинг и первых слухах о скорой отставке Виктор Басаргин встретился с Владимиром Путиным, и, как считается, встреча прошла очень позитивно для пермского губернатора, но… Три недели назад Басаргин вновь фигурировал в рейтинге ФоРГо на последних местах.

Таким образом, все слагаемые налицо – «управляемый хаос» и конфликты внутри власти, союзники с неоднозначным прошлым, проблемы с бюджетом, экономикой, размежевание местных элит, «сигналы» из Кремля… Отставку Басаргину уже прочат чуть ли не завсегдатаи чайных на автовокзале – хоть в июне, хоть осенью, но не позже. Правда, о последствиях такого решения для Пермского края задумываются меньше всего; тиражируется мнение, что «любой другой будет лучше», невзирая на то, что тезис этот давно опровергнут на практике.

В поисках добра от добра

Александр Пушкин как-то писал, что жил при трех императорах и каждый был по-своему несправедлив к поэту, но менять третьего императора, Николая I, на четвертого не желает – «от добра добра не ищут». А китайцы проклинали своих врагов страшными словами «Чтобы ты жил в эпоху перемен». Примерно такие же ощущения сегодня неосознанно формируются в умах тех, кого считают «пермской элитой» (исключая, конечно, политических маргиналов). Басаргиным многие по разным причинам недовольны, но перспектива увидеть на его месте кого-то другого пугает – в первую очередь, абсолютной неопределенностью дальнейшего развития событий. А озвучивание шорт-листа вероятных преемников Басаргина, в который попали «пермяки» Анатолий Темкин и Олег Жданов, скорее, можно считать попыткой выдать желаемое за действительное. С 99%-ой вероятностью в Пермский край не поставят пермяка, связанного хоть с какой-нибудь группой элит. Ведь с кризисами отправляют бороться кризис-менеджеров – в истинно кремлевском понимании этого слова.

 

А это значит, что передел сфер влияния при этом варианте развития событий будет таким, какого новейшая история Пермского края еще не знала. Впрочем, время для ликвидации обозначенных выше рисков еще есть, но смогут ли им воспользоваться участники процессов – вопрос остается открытым. В конце концов, первый месяц лета достиг экватора, а там и осень не за горами. «ФедералПресс.Приволжье» будет следить за развитием событий.