СМИ об исследованиях

  |  11 июня, 2014   |   Читать на сайте издания

http://informpskov.ru: Послезавтра

14 сентября – день Х, час Ч. По мере приближения к этой дате время для заинтересованных сил, партий и персон будет бежать все скоротечнее, пока не замрет на месте вечером второго воскресенья сентября: часы, минуты подсчета голосов растянутся в вечность. Утром 15 сентября время восстановит свой нормальный ход. Но это будет уже новая политическая реальность, со своими победителями и проигравшими. Начнется новый политический цикл, новая гонка. И ее участники могут быть уже не теми, что до 14 сентября.

 

14 сентября неожиданностей не предвещает. По мнению экспертов, итоги избирательной кампании вполне прогнозируемы еще на ее старте.

По экспертной оценке руководителя фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, Псковская область относится к числу регионов, где сценарий выборов относится к категории «легких или полулегких». В этих регионах «высокий или относительно высокий уровень политического и электорального контроля со стороны власти, слабость или разрозненность оппозиционных игроков», - отмечает он. 

По данным исследования Фонда развития гражданского общества врио губернатора Псковской области Андрей Турчак входит в группу глав регионов с высоким рейтингом. Отметим, что рейтинг эффективности губернаторов, который готовит фонд, продукт интегральный. При его составлении используются данные Фонда «Общественное мнение», Росстата, Национальной службы мониторинга, показатели социального самочувствия регионов России, а также оценки федеральных и региональных экспертов.

 

Таким образом, вне зависимости с высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что победу на сентябрьских выборах одержит действующий глава региона Андрей Турчак.

Конкурентами Турчака в бюллетене для голосования, очевидно, станут лидеры региональных отделений парламентских партий Александр Рогов (КПРФ), Олег Брячак (Справедливая Россия), Сергей Макарченко (ЛДПР). Едва ли у них возникнут проблемы при прохождении муниципального фильтра.

 

Во вторую группу потенциальных кандидатов входят персоны, чье участие в выборах зависит от способности мобилизовать все возможные ресурсы для преодоления муниципального фильтра. В эту группу можно отнести Льва Шлосберга (Яблоко), Игоря Балабуста (Трудовая партия России) и представителя от сообщества малых непарламентских партий – если таковые найдут в себе силы подавить амбиции и выдвинут единого кандидата. Напомню, по итогам последней встречи представителей малых партий во второй тур их импровизированных праймериз вошли Василий Краснов (Правое дело) и Алексей Бурнацев (Альянс зеленых и социал-демократов).

 

Ахиллесы и черепаха

Не надо быть ясновидящим, чтобы заранее предсказать, что после выборов часть кандидатов спишут свое поражение на выборах на происки административного ресурса. Такая риторика апробирована не в одной избирательной кампании и применяется всякий раз, когда нужно собственное поражение перевести в капитал «угнетенного, но не сломленного» оппозиционера. Обязательно прозвучат высказывания о «больной политической системе», но «неплохих результатах и вторых местах», о том, что борьба продолжается (см., к примеру, комментарии Льва Шлосберга по итогам муниципальных выборов в сентябре 2013 года).

Одна из апорий древнегреческого философа Зенона гласит: быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса. Иными словами когда проигравшие говорят об «улучшающихся, неплохих результатах», они никогда не догонят лидера. Они всегда будут хоть немного, но отставать.

Философия псковской оппозиции в этом и заключается: оставаться позади, за спиной. В роли вечного догоняющего быть комфортнее и спокойнее, чем становиться лидером и принимать на себя удар. Оппозиционные кандидаты никогда всерьез – экономически, политически, технологически – не просчитывают действия на случай своей победы. Чтобы они ни заявляли во время кампании, как бы ни критиковали лидера выборов – становится победителями они не готовы.

Личные счеты

Подавляющее большинство кандидатов от оппозиции еще до выборов губернатора рассматривают участие в них как необходимое зло для продолжения своей политической карьеры, как задел в предстоящих избирательных кампаниях, в частности, в Государственную Думу. В первую очередь такую позицию можно отнести к лидерам КПРФ и «Справедливой России», которые так нежно, наплевав на политическую целесообразность и позиции, ранее декларируемые их партиями друг к другу, начали дружить против Андрея Турчака.

Не исключено, что с точки зрения Александра Рогова или Олега Брячака второе место на выборах – это весомый результат, позволяющий в дальнейшем, при формировании списков кандидатов на выборах в Госдуму требовать от своего партийного руководства удобного места в списках кандидатов на куда более спокойное кресло депутата российского парламента.

Можно конечно возразить, что показав второй результат на этих губернаторских выборах каждый из названных персон мог бы вполне претендовать на пост губернатора на новых выборах через пять лет. Однако пятилетка в российской политике – это достаточно большой промежуток, за который региональный политический ландшафт может претерпеть значительные изменения. Но и через пять лет, уверен, псковская оппозиция предпочтет роль Ахиллеса, устремившегося за черепахой.

После 14 сентября в региональных отделениях партии наверняка произойдут определенные кадровые перемены. Псковский обком КПРФ уже не раз потрясали кадровые конфликты, в результате которых по тем или иным причинам, лидеры или просто перспективные политику уходили на второй план, а то и вовсе исчезали с арены. Так в свое время произошло с Павлом НиколаевымАрменом БениаминовымСергеем Гоголевым. От этого не застрахован и Александр Рогов. Это сейчас ему нет видимой (повторюсь, только видимой) внутрипартийной оппозиции. Однако в зависимости от исхода губернаторской кампании вовсе нельзя исключать, что Рогов может получить удар в спину от своих коллег, и его, в лучших традициях еще советской компартии, подвинут в сторону.

Правда, вероятнее как раз другой сценарий, и сам Александр Рогов зачистит обком от потенциальных оппонентов, используя, как основание – «не справились с возложенной на выборах задачей».

Несколько иная ситуация у Олега Брячака. Его участие в политике тесно связано с бизнес-интересами. Проект семейства Брячаков с таможенно-логистическим терминалом на границе с Латвией в 2013 году окончательно забуксовал. Бизнес стоит, а на Брячаках висят сотни миллионов банковского кредита. Уже звучала версия, что участие в выборах для Олега Брячака – это по сути бизнес-проект. Хороший результат – реноме успешного политика и возможность использовать его для бизнеса.

Плохой результат – огромный шаг назад лично для Олега Брячака и для «Справедливой России» в Псковской области в целом. Хватит ли ему сил, средств и упорности выжить в новом политическом цикле, вызывает сомнение. Хотя есть пример для подражания: его отец Михаил Брячакполучил сперва мандат регионального, а затем и федерального парламента, к этому он шел больше 13 лет.

Поражение на выборах может отразиться на внутренней дисциплине фракций КПРФ и справедливороссов в областном Собрании. Игорь Савицкий как капиталист и скорее попутчик для КПРФ, Геннадий Бубнов и Анатолий Копосов как аксакалы уже сейчас могут позволить себе отличное от Александра Рогова мнение, а после его поражения 14 сентября альтернативные голоса во фракции могут зазвучать еще громче.

В фракции «Справедливой России» ситуация после 14 сентября, похоже, будет обстоять еще хуже и не исключено, что ее может покинуть как минимум один из депутатов. Эксперты единодушны во мнении: к следующим выборам в областное Собрание в 2016 году мы не увидим в списке справедливороссов и половины имен нынешних парламентариев.

Войдя в псковскую политику несколько лет назад либерал-демократ Сергей Макарченко продемонстрировал себя как здравый и прагматичный политик без шапкозакидательных настроений. В этом году его активность в Гдовском районе (чуть ли не каждонедельный прием граждан в муниципалитете, несколько инициированных депутатом разбирательств вокруг работы районных властей) позволила наблюдателям выдвинуть некоторым наблюдателям гипотезу о том, что район отдан на откуп либерал-демократу (выборы главы также намечены на сентябрь).

Гипотеза имеет право на жизнь, но давайте вспомним: в сентябре 2013 года Макарченко проиграл выборы в Псковском районе, хотя кампанию вел активно. От него можно было ожидать и более высокого результата. Однако в последние дни кампании он не стал мобилизовывать ресурсы, вместо этого целиком занявшись вопросом помощи своим однопартийцам, автобус с которыми попал в ДТП

Добавлю, что региональная администрация практически на всех муниципальных выборах до сих пор поддерживала кандидатов от «Единой России» или Общероссийского народного фронта. И нет никаких оснований полагать, что практика изменится в Гдовском или каком-либо другом районе области.

Поэтому более вероятен другой сценарий: Макарченко важно при не самых крепких позициях ЛДПР в области сохранить свой нынешний статус-кво и получить гарантии как минимум невмешательства, а как максимум - поддержки региональных властей на выборах в Псковское областное Собрание в 2016 году. Словом, мал золотник, да дорог.

Глубокая нора и невесомость

Участие Льва Шлосберга в губернаторских выборах пока не очевидно (наберет ли он нужное количество подписей муниципальных депутатов и глав?), но в любом случае ясно: его губернаторские амбиции реализованы не будут – и тем активнее он будет говорить о прогнившей политической системе. Той самой, в которой он получил мандат депутата областного Собрания.

После 14 сентября ниша, которую в политическом пространстве области занял Лев Шлосберг, останется неизменной. Из глубокой норы профессионального оппозиционера, или, как его окрестили, недоброжелатели, политического юродивого, не выманишь ничем. Да и другие политики ее занимать тоже не готовы: слова твои разносит только эхо, а свод норы того и гляди обрушится на голову, придавив ее обитателя. Это едва не случилось весной 2014 года, когда Шлосберг выступил с критикой политики защиты населения Крыма, а затем вхождения его в состав России. Сторонников у яблочника заметно поубавилось.

Победа Андрей Турчака на губернаторских выборах станет для Льва Шлосберга настоящим подарком. Ведь он получит хорошо изученный объект для критики еще на пять лет.

Но давайте гипотетически представим невероятное, что побеждает, например, Александр Рогов или Олег Брячак.

Дальнейший сценарий отношений Льва Шлосберга с ними легко предугадать заранее.

Победу любого из них он осторожно поприветствует: мол, «там посмотрим, надеюсь», «лучше этот, чем старый». Как это было после ухода Евгения Михайлова, а затем и Михаила Кузнецова.

И Рогов, и Брячак, с высокой степенью вероятности, предложат «яблочнику» пост в администрации. Шлосберг откажется. Как отказал в свое время и Михаилу Кузнецову (формально затребовав от него полномочия, которых бы с лихвой бы хватило на должность первого зама), и Андрею Турчаку.

А затем, по прошествии времени, ближе к выборам в областное Собрание и Госдуму, начнет жестко критиковать новую администрацию. Времена альянсов, совместной «дружбы против», вежливых поклонов и книксенов в адрес друг друга будут позабыты.

Эта, можно сказать, технологическая модель, отработана у Льва Шлосберга детально, едва ли не на подсознательном уровне и позволяет ему выживать в качестве вечного оппозиционера.

Судьба еще двух персонажей, Игоря Балабуста и Василия Краснова, после 14 сентября в общем-то тоже довольно очевидна. Балабуст, исполнив роль попутчика (не важно, в бюллетене для голосования или просто как одна из фигурок на шахматной доске выборов), уйдет в тень, чтобы, вероятно всплыть во время новой предвыборной кампании. Праводел Краснов, несмотря на постоянные попытки демонстрации некой активности на фоне объединения малых партий и претензию на роль модератора этого процесса, был и останется персонажем на самой окраине политического пространства, чья самооценка никогда не совпадет с реальностью.

Неясность перспектив дальнейшего существования «Правого дела» вероятно приведет Краснова на новую партийную полянку и спустя несколько лет он, уже под новыми знаменами вновь попробуют заработать очки в среде таких же невесомых политических персон.

* * *

По большому счету политический ландшафт Псковской области после выборов 14 сентября изменится незначительно. Основные действующие лица сохранятся, однако их конфронтация в новом политическом цикле станет гораздо жестче. Как станет жестче отношение оппозиции к региональной администрации и Андрею Турчаку. У последнего наверняка будет сильное желание ответить оппонентам тем же. Тем важнее для успешности его нового срока окажется умение сдерживаться и дальше применять наработки первой пятилетки по взаимодействию с общественными структурами и партиями.

Александр ОСИН