СМИ об исследованиях

  |  03 июня, 2014   |   Читать на сайте издания

http://kavpolit.com: Кисловодск: война с губернатором

Врио главы Ставрополья Владимир Владимиров, назначенный на эту должность девять месяцев назад, в прокремлевском «Рейтинге эффективности губернаторов» никак не может подняться выше седьмой десятки. Хотя назначался он Путиным на этот пост именно как антикризисный менеджер.

Почему же у Владимирова пока нет видимых успехов? Может, потому что пока он всецело занят избирательными приготовлениями (14 сентября ему предстоят непростые выборы). А может, потому что все «эффективные» решения «торпедируют» представители старой, коррумпированной элиты Ставрополья. Как вышло на днях с Кисловодском. 

Не доживет до понедельника

Вчера Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) опубликовал очередной, третий по счету, «Рейтинг эффективности губернаторов». На фоне множества других подобных рейтингов (их составлением, кажется, сегодня не занимается разве что ленивый) появление именно этого является знаковым событием, ибо фонд считается наиболее близким к Кремлю экспертным центром. И это не просто догадки: ФоРГО возглавляет Константин Костин, ранее руководивший Управлением по внутренней политике в президентской администрации.

Авторы рейтинга указывают, что в его основу положено мнение самих жителей: аналитики опираются на данные соцопросов «Георейтинг», проводимых фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Этот опрос охватывает по 700 респондентов в каждом субъекте Федерации. К ним присоединяют данные Росстата о соотношении доходов и расходов населения, а также сведения Национальной службы мониторинга (они подсчитывает для глав регионов «Индекс медиа-эффективности») и, наконец, экспертную оценку.

В экспертном пуле сейчас 23 аналитика из разных регионов, причем Северный Кавказ представляют трое: руководитель окружного филиала ФоРГО, профессорГеннадий Косов, заведующая кафедрой «Политология и социология» СКФУМарина Шульга, заведующий кафедрой «Новая, новейшая история и историческая политология» Северо-Осетинского университета Борис Койбаев.

Зыбкое изваяние

Первые шесть губернаторов, признанных наиболее эффективными, остались неизменными с момента публикации первого рейтинга в конце января. Это Дмитрий Кобылкин (Ямало-Ненецкий округ), Анатолий Артамонов (Калужская область), Рустам Минниханов (Татарстан), Амангельды Тулеев (Кемеровская область), Евгений Савченко (Белгородская область) и Сергей Собянин (Москва).

Постоянна позиция и аутсайдера рейтинга – уже в третий раз им становится губернатор Тверской области Андрей Шевелев.

?Среди южнороссийских губернаторов наилучшие позиции у Рамзана Кадырова - 8-е место. А вот самая скверная ситуация у Теймураза Мамсурова

Среди южнороссийских губернаторов наилучшие позиции, конечно, у Рамзана Кадырова (в третьем рейтинге подряд у него 8-е место). А вот самая скверная ситуация у североосетинского лидера Теймураза Мамсурова, который стабильно находится в восьмом десятке губернаторов. Причем Мамсуров занимает свое кресло с 2005 года.

Тем более удивительно, что недалеко от него расположился ставрополец Владимир Владимиров, который еще и года в должности не пробыл: он в седьмом десятке региональных глав. И это, заметьте, при том, что Владимиров был назначен на Ставрополье с имиджем антикризисного менеджера, который сумеет навести порядок в самом проблемном регионе страны.

Причем, если при публикации первого «Рейтинга эффективности губернаторов»фонд обнародовал исходные данные для оценки отдельных регионов, то затем почему-то от этой практики отказался. И это не просто подрывает доверие к исследованию, но и лишает экспертов возможности оценить ситуацию в каждом субъекте более «рельефно».

Очень любопытно было бы узнать, как население оценивает деятельность Владимира Владимирова. Судя по данным «Георейтинга», на которых основывался первый, январский, рейтинг, удовлетворены деятельностью губернатора были менее 40% населения, менее 30% – общим положением дел в регионе и менее 20% – состоянием краевой экономики.

Указы майские – выборы сентябрьские

Сегодня вся деятельность Владимира Владимирова подчинена предвыборной логике, ведь 14 сентября ему предстоят выборы. Сам глава края будет выдвинут от «Единой России», на площадках которой за последние два месяца прошел процедуру праймериз. И хотя официально результаты внутрипартийного отбора еще не объявлены, можно не сомневаться, кто из семи участвующих в них кандидатов выиграл.

Обозначились и основные оппоненты Владимира Владимирова. Первый – это лидер краевого отделения ЛДПР (прежде формальный, а ныне неформальный), депутат Госдумы от Ставрополья Илья Дроздов. Как ни странно, но в регионе это единственная по-настоящему оппозиционная сила, которая не боится критиковать (хоть и выборочно) местных и краевых чиновников. Сегодня по всему Ставрополью активно расходятся агитационные газеты, работает несколько интернет-сайтов, группы в социальных сетях, проводятся массовые мероприятия (последнее – это бесплатная раздача канцтоваров, чтобы снарядить школьный ранец, в преддверии Дня защиты детей). В общем, ЛДПР постоянно присутствует в информационном пространстве края, что объяснимо: Дроздов – сам в прошлом политтехнолог, имеющий за плечами множество кампаний в России и на Украине.

Другой претендент на губернаторский пост – это первый секретарь крайкома КПРФ, также депутат Госдумы от Ставрополья Виктор Гончаров. В прошлом топ-менеджер «Лукойла», ныне он вдруг подался в оппозиционеры и правозащитники, его даже прочили на пост краевого омбудсмена. Но это лишь популистский флер, который легко слетит, стоит лишь попытаться понять, какие реальные дела стоят за заявлениями Гончарова. Например, за последним: о готовящемся предвыборном объединении левых сил Ставрополья, чтобы выдвинуть единого кандидата.

Ну и наконец третий претендент на губернаторский трон – это бывший губернатор и бывший же замминистра сельского хозяйства РФ Александр Черногоров. Он в политической истории страны фигура уникальная: единственным среди губернаторов был исключен из «Единой России» за провал на региональных выборах. И единственным среди чиновников «министерского» уровня осмелился судиться с правительством РФ по поводу своего увольнения. Ныне же Черногоров возглавляет созданный им же «Гражданский комитет содействия реализации и общественного контроля над выполнением Указов Президента от 7 мая 2012 года».

Врио не чужд самоиронии

Всем претендентам предстоит пройти «муниципальный фильтр», то есть собрать подписи 6% местных депутатов (это порядка 250 человек). И понятно, что уже на этом этапе может споткнуться любой из трех оппонентов Владимира Владимирова. Важно ведь не как проголосуют (точнее, подписи поставят), а как подсчитают. Ну кто из местных депутатов захочет портить отношения с действующим (и, похоже, будущим) главой края, поддерживая махровую оппозицию.

?Кто из местных депутатов захочет портить отношения с действующим (и, похоже, будущим) главой края, поддерживая оппозицию?

Тем временем пиар-команда Владимирова, которую возглавляют два известных политтехнолога Ольга Прудникова (заместитель руководителя аппарата правительства) и Артур Хачатурян, уже делают широкие предвыборные жесты. В частности, неделю назад на семинаре в краевом правительстве с участием членов Центризбиркома было объявлено, что на губернаторских выборах не будет досрочного голосования (вне участка можно будет проголосовать только по открепительному удостоверению). Жест широкий и экспертами оцененный: все они сходятся во мнении, что таким образом Владимиров пытается «намекнуть» обществу на демократизм грядущих выборов.

Активно идет и пиар-обработка населения. В частности, на прошлой неделе Владимиров под видом ежегодного отчета перед краевыми депутатами представил, по сути, свою предвыборную программу под лозунгом «Время вырваться вперед!» (самоиронично обыграв аббревиатуру «ВВВ», под которой он известен в блогосфере).

Уже создано два общественных штаба предвыборной поддержки Владимирова (в Ставрополе и Пятигорске), которые возглавили ректоры государственных университетов – Ставропольского аграрного и Пятигорского лингвистического.

По инициативе Владимирова запущена краевая акция по выпуску «Социальной дисконтной карты «Забота»: ее будут раздавать социально незащищенным слоям населения, и она даст право на 10-15%-ную скидку при покупках. Ну а супруга губернатора готовится возглавить краевой благотворительный фонд помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (видимо, по аналогии с первой леди Ольгой Гаевской, которая также в августе 2011 года создала Фонд поддержки семьи и детей «Содействие»).

«Перчатка» для губернатора

Как видно, на предвыборной ниве работа в Белом доме кипит. Жаль только, что пока что слов больше, чем реальных дел. Но не всегда в этом вина самого Владимира Владимирова: старые элиты Ставрополья вовсю противятся любым изменениям, что ярче всего проявилось в Кисловодске. Последние шесть лет главой города является Наталья Луценко, бывший профсоюзный работник, среди патронов которой называют бывшего прокурора края (а ныне депутата краевой думы) Валерия Калугина, бывшего вице-спикера Совета Федерации (ныне губернатора Владимирской области) Светлану Орлову и даже главу Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаила Шмакова.

Как уже сообщал КАВПОЛИТ (статьи «Прокисший» курорт»«Война за нарзан»,«Кавминводы поперек президента»), команда Натальи Луценко привела город к управленческому фиаско. Прежний губернатор Валерий Зеренков пытался разогнать эту камарилью, однако ограничилось всё лишь отставкой первого замглавы города Олега Боровко.

На большее у пожилого и больного губернатора сил не хватило. Как, похоже, не хватает и у куда более молодого и энергичного Владимира Владимирова, который считается личной креатурой самого Путина. Именно Владимиров по итогам правительственной проверки в Кисловодске отказался поддерживать Луценко на выборах, предстоящих ей в сентябре. Белый дом придумал элегантную схему: гордума вносит изменения в Устав, чтобы вместо прямых выборов проводился конкурс на место сити-менеджера. И главным претендентом на этот пост стал Максим Клетин, которого лично Владимиров на заседании горсовета рекомендовал на пост замглавы города.

Последние полгода Клетин работал в городе очень активно – встречался с людьми, лично изучал ситуацию, искал болевые точки. Естественно, для плотно окопавшегося на верхушке кисловодского «Олимпа» ареопага новый человек был смерти подобен. Кто же захочет добровольно отказываться от столь лакомого куска в виде города-курорта федерального значения. Вот Клетина и «сожрали».

В минувшую пятницу (за четыре дня до предполагаемого срока окончания полномочий мэра Натальи Луценко, которую и должен был сменить Клетин) замглавы пропал. Вышел утром на работу и исчез. Молчание лишь в понедельник прервала его супруга, которая собрала брифинг в Ставрополе и сообщила журналистам: ее супруг арестован и находится в СИЗО Владикавказа, причем вменяют ему преступление 14-летней давности.

В том, что дело политическое, можно не сомневаться. Как и в том, что это личный вызов Владимиру Владимирову. Но главное – кто и зачем его бросил, КАВПОЛИТ попытается разобраться уже в отдельной статье. 

Рейтинг эффективности губернаторов Юга России