| 03 июня, 2014 | | | Читать на сайте издания |
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина при поддержке группы экспертов подготовил третий интегральный рейтинг глав регионов. Из «группы смертников», или «двоечников», с момента публикации предыдущего рейтинга выбыл еще один глава региона — губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, на замену которому пришел Виктор Толоконский. Однако если до этого губернаторы из «черного списка» уходили в отставку в никуда, а некоторые и вовсе получали после своего ухода уголовное дело, то Кузнецов, напротив, получил целое Министерство по делам Северного Кавказа. При этом, как отмечает глава ФоРГО Константин Костин, усилили свои позиции те губернаторы, которые пошли на досрочные выборы.
— Рейтинг носит консервативный характер. В основном, если не считать Ковалева (упал в рейтинге на 16 баллов. — «Известия»), то все перемещения носят небольшой корректирующий характер. Важная тенденция — лидирующая группа задает очень высокий уровень в рейтинге, и здесь можно немного перефразировать Льюиса Кэрролла в «Алисе в Стране чудес»: для того чтобы сохранять свою позицию, нужно бежать, а для того чтобы улучшать свою позицию, нужно бежать в два раза быстрее, — подчеркнул Костин, добавив, что многие губернаторы, у которых осталось столько же баллов, как и в предыдущем рейтинге, не смогли сохранить свои позиции, а на несколько пунктов просели.
— Чтобы удержать позиции, нужно улучшать свою работу, получать более высокие оценки со стороны населения, — продолжает глава ФоРГО. — Максимальный балл в этом рейтинге и совокупный балл в каждой группе подросли. Если раньше самый высокий балл был 95, то теперь 98 (именно столько получил лидер рейтинга — глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. — «Известия»).
Еще одна важная тенденция, по словам Костина, в том, что начинается избирательная кампания, которая оказывает самое сильное влияние на расположение глав регионов в рейтинге. Те, кто пошел на выборы, либо сохраняют, либо улучшают свои позиции. Этому способствует не только начало подготовки к выборам, но и поддержка президента, который дал свое добро на переизбрание.
Для оценки губернаторов учитывались данные социологии, экономические показатели субъекта, отражение работы глав регионов федеральными и региональными СМИ и мнение экспертного сообщества. В его подготовке совместно с ФоРГО участвовали Фонд «Общественное мнение», Федеральная служба государственной статистики и Национальная служба мониторинга. Как и в предыдущих исследованиях, губернаторов в соответствии с их показателями разбили на четыре группы: «очень высокий рейтинг», «высокий рейтинг», «средний рейтинг», «рейтинг ниже среднего».
«Очень высокий рейтинг»
По сравнению с предыдущим (апрельским) рейтингом ФорГО в лидирующей группе (23 главы региона) произошли некоторые изменения. При этом расстановка на «пьедестале» осталась прежней — губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин продолжает удерживать лидерство с незначительным отрывом. Вслед за ним идут главы Калужской области Анатолий Артамонов и Татарстана — Рустам Минниханов. А вот руководитель Кемеровской области Аман Тулеев неожиданно потерял два пункта, пропустив вперед белгородского губернатора Евгения Савченко и мэра Москвы Сергея Собянина.
Понижение рейтинга Тулеева, который всегда входил в лидирующую группу, логично, несмотря на его личную популярность, считает глава Политической экспертной группы (ПЭГ) Константин Калачев. Она не всегда кореллирует с социально-экономическим положением в регионе, а Кемерово «трудно назвать драйвером роста» в стране — это, по-видимому, и сказалось на мнении экспертов, считает глава ПЭГ. В отличие от Кемерово Белгородская область — регион наиболее благоустроенный с точки зрения качества жизни. Рост же показателей Собянина связан в том числе с активностью исполнительной власти столицы из-за грядущих выборов в Мосгордуму — мэрия, префектуры и управы активно заняты благоустройством и озеленением, идет реконструкция ВДНХ, что москвичи, конечно же, отмечают, считает Калачев.
«Экономика города развивается, и это отражается как на бизнесменах, работающих в столице, так и на простых гражданах. Кроме того, столичные власти много внимания уделяют социальной сфере: пенсии, дотации, пособия в Москве значительно выше, чем в других регионах, — отмечают эксперты. — Жители ставят все это в заслугу мэра».
Вместе с кемеровским главой ухудшились показатели и нескольких дальневосточных начальников — глава Чукотки Роман Копин потерял три позиции и скатился на 10-ю строчку. Больше всех из первой группы, согласно докладу, упала эффективность его соседа по ДФО — главы Магадана Владимира Печеного, который скатился сразу на четыре позиции — 13-я строчка рейтинга. Хабаровский начальник Вячеслав Шпорт опустился с 14-й на 16-ю строчку.
Зато улучшились дела у глав республик Северного Кавказа. Так, глава Чечни Рамзан Кадыров поднялся еще на одну строчку и теперь занимает седьмую позицию в рейтинге. Здесь сказалась история с его непосредственным участием в освобождении журналистов LifeNews из украинского плена, в которой он проявил себя как мудрый и решительный переговорщик. Эксперты и россияне оценили его роль в освобождении Марата Сайченко и Олега Сидякина.
— В целом его позиционирование как патриота России развернуло в его сторону значительную часть общества, которая ранее его критиковала. Это отчетливо проявилось на фоне украинских событий, — говорит Калачев. В отличие от большинства губернаторов, Кадыров постоянно отстаивает позицию страны в российского-украинском конфликте. Не случайно его слова и поступки заслужили одобрение президента — это также отразилось на рейтинге Кадырова.
По мнению экспертов, на росте показателей главы Чечни сказались не только его политические заявления и успехи, но позитивная динамика экономических показателей региона.
Шаг вверх в табели также сделали Александр Ткачев (Краснодарский край) и Алексей Гордеев (Воронежская область) — они теперь на 11-й и 15-й позициях соответственно. А вот глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в отличие от своего соседа — главы Чечни — потерял два балла и откатился на 35–38-е места.
Досрочники
Осенью 2014 года пройдут выборы глав 28 регионов — в 11 регионах у губернаторов заканчивались сроки и там кампании плановые, еще в 17 губернаторские выборы пройдут досрочно.
В мае право на досрочные выборы от Кремля получило беспрецедентное количество глав регионов — 10. В основном это так называемы середнячки, представляющие вторую и третью группы рейтинга. Но есть и те, кто входит в группы лидеров, — Владимир Якушев (Тюменская область) и получивший отмашку буквально накануне глава Нижегородской области Валерий Шанцев. Оба за прошедшее с прошлого рейтинга время улучшили свои позиции. Якушев поднялся на две ступеньки и сейчас на девятой строчке, Шанцев на одну — он двенадцатый.
У обоих достаточно комфортное положение — их рейтинг среди населения, а также социально-экономическое самочувствие населения в регионах в целом достаточно хорошие, говорят Калачев и руководитель экспертного совета ФорГО Леонид Давыдов.
Этого нельзя сказать про других досрочников — губернатора Липецка Олега Королева, у которого, по словам источника «Известий», близкого к Кремлю, непростые отношения с руководством влиятельного Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). При этом в новом рейтинге он поднялся на целых четыре позиции (28-е место).
Получившие разрешение Кремля на проведение досрочных выборов Владимир Миклушевский (Приморье) и Рустэм Хамитов (Башкирия), напротив, опустились вниз каждый на три позиции по сравнению с апрельским рейтингом.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов и Константин Калачев из ПЭГ утверждают, что проблемы Хамитова в первую очередь вызваны взаимоотношениями с экс-главой региона Муртазой Рахимовым.
Представляющие третью группу («средний рейтинг») мурманский губернатор Марина Ковтун (+1 в рейтинге) и курский глава Александр Михайлов (+2 в рейтинге) на 61-й и 69-й позициях соответственно.
Политологи утверждают, что у Ковтун вполне выгодная ситуация: ее в регионе хорошо знают, и главная задача состоит в том, чтобы получить все «свои» голоса, и больших трудностей на выборах не ожидают. В отличие от нее губернатор Курской области имеет проблемы с популярностью в регионе. Переизбраться это ему не помешает, поскольку серьезных конкурентов в регионе не предвидится, но при этом нет уверенности в количестве голосов за него, что «может создать проблемы с легитимизацией», считает Калачев.
— Само переназначение и разрешение идти на досрочные выборы — это уже признание эффективности. А перемещение на несколько позиций вверх или вниз непринципиально и носит ситуативный характер, если это перемещение внутри одной группы, — говорит Калачев.
Попадание в список досрочников, как правило, в целом позитивно сказывается на рейтинге, поскольку по сравнению с другими главами регионов они «находятся в разогретом состоянии», добавляет Леонид Давыдов.
Единственным по-настоящему возмутителем в целом спокойной картины стал глава Рязанской области Олег Ковалев, который буквально провалился на 16 позиций вниз — на 51-ю позицию, сменив в целом благополучную вторую группу на «тревожную» третью. Михаил Виноградов считает, что у Ковалева достаточно большие проблемы в регионе. Несмотря на то что в «группе смерти» он пока не оказался, его положение достаточно уязвимо.
«Группа смерти»
В подвале таблицы ФорГО, что уже можно назвать несвойственным, произошло лишь одно изменение: вместо семи кандидатов на вылет осталось шестеро — своего поста лишился глава Красноярского края Лев Кузнецов.
А вот глава Брянской области Николай Денин (78-е место из 80 возможных в майском рейтинге), которого также активно прочили в отставники, смог удержаться. Тем не менее конфликт с ОНФ у него до сих пор не улажен, считает Михаил Виноградов.
Источник «Известий», близкий к Кремлю, утверждает, что Денина должны были отправить в отставку еще в прошлом месяце, но потенциальный сменщик возглавил другой регион, а нового кандидата до сих пор не подобрали. Новые отставки до сентябрьских выборов маловероятны, добавил он.
— На место Денина готовили Андрея Бочарова, но тот в итоге уехал в Волгоград. Сейчас на место нынешнего главы Брянской области нет кандидата, — говорит собеседник «Известий».
Место в подвале таблицы с Дениным продолжают делить еще пятеро. Глава Северной Осетии Теймураз Мамсуров на 75-й позиции. Эксперты называют его главной проблемой крайнюю непопулярность у населения, однако чтобы не раскачать ситуацию в республике, в качестве альтернативы нужна консенсусная фигура, которая пока не найдена. Похожая ситуация и у главы Карелии Александра Худилайнена — его рейтинг находится на нижнем уровне, но человека, который был бы способен провести эффективную кампанию, в кадровом резерве пока нет, считает Калачев.
По информации «Известий», пермский глава Виктор Басаргин (77-е место в рейтинге) обращался с просьбой разрешить ему пойти на досрочные выборы, но в Кремле добро на это не дали, что выглядит для главы региона серьезным предупреждением.
Глава фонда «Петербургская политика» считает, что полностью исключать отставки до единого дня голосования кого-то из «двоечников» не стоит. Перемены могут произойти вплоть до середины июня.
По мнению Леонида Давыдова, очередной рейтинг ФорГО продемонстрировал, что в целом по стране оценка населением деятельности руководства своих регионов улучшилась, что «фиксируют как соцопросы, так и экспертные заключения».
Глава Калужской области Анатолий Артамонов заявил «Известиям», что следит за обновлениями рейтинга ФорГО. При этом он отметил, что вхождение в лидирующую тройку его региона не может не радовать.
— Что касается позиции, которую наш регион удерживает, — это колоссальная ответственность. Если честно, то не столько душу греет то место, на которое ставят регион, сколько заботит ответственность за него, — сказал Артамонов.