СМИ о фонде

  |  21 мая, 2014   |   Читать на сайте издания

Парадокс: чем выше рейтинг губернатора, тем ниже инвестиционная привлекательность региона

Новый инвестиционный рейтинг российских регионов будет представлен на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. НСН сравнила результаты этого рейтинга с опубликованным недавно рейтингом эффективности губернаторов, и выявила парадоксальную закономерность: чем выше личный рейтинг губернатора, тем менее привлекателен его регион…
 
Важной темой на предстоящем Петербургском международном экономическом форуме, который пройдет 22-24 мая, станет инвестиционная привлекательность российских регионов.
 
Еще в ноябре 2013 года президент Владимир Путин поручил бизнес-объединениям составить инвестиционный рейтинг регионов. В разработку включились Агентство стратегических инициатив (АСИ), РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленная палата. Готовый рейтинг будет представлен на экономическом форуме в Петербурге. Пока же известны некоторые предварительные результаты.
 
Уже сейчас многие эксперты называют рейтинг сенсационным. Судя по предварительным данным, в регионах, как правило, приемлемой инвестиционной среды нет. Полученные результаты показывают, что в большинстве регионов (предварительная версия рейтинга включает 21 пилотный субъект РФ) бизнес страдает от отсутствия дорог, рабочей силы и кредитных ресурсов. А также, как отмечают эксперты НСН, от излишнего «вмешательства» местных властей в дела бизнеса.
 
Доступность трудовых ресурсов бизнесмены в пилотных регионах оценили в среднем на три балла. Лучший показатель (3,46 балла) у Ставропольского края. Еще хуже предприниматели оценивают доступность кредитов. По этому показателю лучший регион – Тульская область, ее балл  2,73. Примечательно, что аутсайдерами по этому критерию оказались вовсе не депрессивные или отдаленные регионы страны, а Москва и Санкт-Петербург.
 
Бизнес-предприятиям в России также оказалось сложно решить проблему перевозок. Средний показатель оценки бизнесом качества дорожных сетей не дотягивает даже до тройки по пятибалльной системе. Он равен 2,6 балла. В среднем, лишь 46% дорог в 21-ом пилотном регионе соответствуют нормативным требованиям.
 
Но если доступность кредитов или состояние дорог предприниматели еще готовы оценивать, то ситуацию с местной властью многие из них обсуждать уже опасаются и не отвечают на вопросы о деятельности органов власти и естественных монополий. Даже такие проблемы, как выдача разрешений на строительство и лицензирование, уже становятся в глазах некоторых предпринимателей нежелательными для обсуждения.
 
При этом, если обратиться к рейтингу эффективности губернаторов, составленным Фондом развития гражданского общества и опубликованным 9 апреля 2014 года, можно заметить, что регионы губернаторов, которые занимают в рейтинге первые позиции, как правило, не отличаются высокой инвестиционной привлекательностью. Например, Сергей Собянин занимает в рейтинге эффективности глав регионов 6 место, меж тем, Москва является отнюдь не самым привлекательным местом для инвесторов. Та же история и с Санкт-Петербургом. А вот губернатор Тульской области занимает 31-ую строчку рейтинга эффективности губернаторов, однако подведомственная ему область занимает 1 место в критерии доступности кредитов.
 
Меж тем, главную проблему в некотором смысле удручающих результатов рейтинга Дмитрий Несветов, член Совета Московского отделения «Опоры России», видит в тотальном вмешательстве властей в дела бизнеса.
 
«Так сложилось, что наша экономика, фактически, не является конкурентной, а является монопольной, — комментирует НСН предварительные результаты рейтинга инвестиционной привлекательности регионов Дмитрий Несветов. —  Мы знаем о том, что более 50% экономики страны контролируется государством. Можно сказать определенно, что там, где вмешательство власти в экономические дела меньше, там инвестиционный рейтинг выше. Там, где это воздействие больше, и рейтинг будет ниже».
 
«Тому свидетельство — Москва и Санкт-Петербург. Потому что регулирующее воздействие, наличие местных налогов, административных барьеров и прочего в крупных городах, как и в крупных субъектах федерации, гораздо больше и гораздо существеннее. Это не говорит о том, что в других регионах власти более разумные, просто они — более ленивые. И не по всему сегменту и спектру разворачивают свое регулирующее воздействие», — отмечает эксперт.
 
«Поэтому главная задача этого рейтинга – показать и доказать еще раз властям, как местным, так и федеральным, что инвестиционный климат, предпринимательская атмосфера чрезвычайно зависит от взаимоотношений бизнеса и власти. В том смысле, что где более прозрачны правила игры, более стабильны, тем больше там инвестиций», — убежден Несветов.
 
Для пилотного исследования проводился опрос более 13 тысяч предпринимателей. В ключевые направления рейтинга вошла регуляторная среда, эффективность институтов, доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса, поддержка малого предпринимательства. Всего рейтинг содержит более 50 показателей. Оценки по некоторым параметрам выставлялись предпринимателями по пятибалльной шкале.