| 17 декабря, 2012 | | | Читать на сайте издания |
12 декабря президент России Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с ежегодным посланием. Оно стало первой программной речью президента после начала третьего президентского срока: в Кремле не скрывали, что текст написан с перспективой на ближайшие 6 лет.
Центральной идеей послания, проходящей красной нитью через все выступление, стал патриотизм и духовность. Несмотря на то, что Путин ни разу не обратился прямо к теме политического протеста – главной политической теме 2012 года – именно духовность преподносилась как своего рода ответ внесистемной оппозиции. Представляется, что подобный формат послания был безальтернативен. Консерваторы ждали более жесткого варианта, тогда как умеренные либералы надеялись на более четкие сигналы модернизаторским группам общества. Однако Путин не собирался делать из послания идеологическое продолжение репрессивных законов, принятых в нынешнем году, и тем самым связывать с идеей политической реакции все свое президентство. В то же время он не намерен идти на диалог с оппозицией, так как это предусматривает уступки – а режим сейчас чувствует себя куда более уверенно, чем год назад. Кроме того, Путин понимает, что консерваторы останутся с властью, даже если не использовать антизападную и антилиберальную риторику на полную мощность, а умеренные либералы не станут сторонниками власти даже в случае более широкого использования демократических формулировок.
Риторика Путина претерпела заметные внешние изменения, но при этом не изменилась содержательно. Во-первых, Путин избежал жестких выражений в отношении политических сил, которые, в понимании Кремля, пытаются разрушить Россию, хотя при этом жестко выступил против навязывания стране чужих стандартов. Во-вторых, он попытался предстать перед публикой консолидатором российского народа, давая определенные сигналы различным группам общества (в том числе и либералам, и консерваторам), но не идентифицируясь с ними в полной мере.
Такая позиция во многом может рассматриваться как реакция власти на новое качество политической ситуации, когда появилось активное, критично мыслящее и при этом хорошо понимающее свои права меньшинство. На этом фоне власть стремится минимизировать значение протеста. Это весьма ярко проявилось в заявлениях Дмитрия Пескова на встрече с доверенными лицами Путина: «причины протестных митингов - «ножницы», возникшие между быстро растущим уровнем жизни значительной части общества и неэффективностью ряда государственных механизмов», заявил он, фактически указывая на действие так называемого закона Токвиля: с увеличением уровня благосостояния резко возрастает и уровень социальных притязаний. При этом ощущается тут и риск недооценки протеста: «каждый недоволен чем-то маленьким. Ну вот садиков нет, у кого-то взятки вымогают, у кого-то ребенка в школе плохо учат, к кому гаишник пристал. Государство оказывает некачественные услуги», - объяснил Песков. Примерно в том же духе сделан вывод и прокремлевским Фондом развития гражданского общества Константина Костина, бывшего главы управления внутренней политики администрации президента. В недавно подготовленном докладе говорилось, что протест был проявлением скоротечной моды, а многие вышедшие на акции в декабре уже в марте голосовали за Путина.
Подобное отношение внутри власти к протесту во многом определило и тональность послания, построенное на идеях патриотизма гражданина, ответственности власти. «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего, служить обществу и стране», - заявил Путин. В это главное логическое противоречие послания: Путин призывает сплотить общество «духовными скрепами», намекая на некие внутренние угрозы и враждебное внешнее окружение, но при этом никак не идентифицируя протест и не называя его. Тема защиты интересов государства и общества обозначена в гораздо более ярко выраженной, гипертрофированной форме, нежели тема прав и свобод человека и гражданина. Путин призывает сплотиться перед необозначенной угрозой: президент говорил о потере моральных ориентиров, угрозе обществу, дефиците духовных скреп, необходимости поддержки институтов - носителей человеческих ценностей. По сути, речь идет о попытке выстраивания патриотической, воспитательной инфраструктуры, где существенную роль должно играть образование в школах, а также продвижение системы исторических ценностей, основанных на всех этапах развития России. «Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, и в первую очередь она должна быть современной», - заявил Путин.
Патриотизм противопоставляется деструктивности российской внесистемной оппозиции, хотя это скорее читается «между строк». «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики», - сказал Путин, обозначив пять основных «правил добросовестной конкуренции». Это исключение сепаратизма и национализма из политической повестки дня, недопустимость внешнего вмешательства, недопустимость криминала в политике, соблюдение закона, равные условия доступа к СМИ. Учитывая, что в СМИ идет активная кампания по дискредитации лидеров внесистемной оппозиции (как раз на прошедшей неделе СКР заявил о наличии новых доказательств финансирования деятельности «Левого фронта» грузинским политиком Гиви Таргамадзе), из путинского послания следует, что внесистемная оппозиция и дальше будет оставаться во внелегальном поле, а ее лидеры будут и дальше уголовно преследоваться. Судя по посланию, можно прогнозировать, что линия власти в отношении лидеров протеста только ужесточится. Кроме того, возможность для широкой трактовки законов позволяет власти всегда иметь широкий набор инструментов для признания тех или иных действий оппозиции противоречащих закону или, тем более, негласным правилам игры. Напомним, что, казалось бы, не вызывающий особых вопросов сюжет о недопуске криминала во власть стал в прошлом году поводом для изгнания Михаила Прохорова из «Правого дела» (в качестве «криминала» выступал Евгений Ройзман, осужденный за малозначительное преступление три десятилетия назад).
Тем временем, именно в политической сфере последовала главная новость послания – переход на смешанную систему выборов депутатов Госдумы. После декабрьских протестов в рамках «медведевской» политической реформы была выдвинута инициатива, вызвавшая много критики – вместо введения 225 избирательных округов обязать политические партии делить свои списки на 225 части, без федеральной части. Теперь все-таки принято решение о возвращении к смешанной системе выборов. Это кажется вполне логичным: либерализировав порядок регистрации политических партий, Кремль возвращается и старой модели политического управления с набором лояльных власти партий-спойлеров и партий-партнёров. Это более гибкая система, которая может быть и более эффективной при условии снижения рейтинга партии власти. В случае если это произойдёт, Кремль предусмотрел для себя и еще один инструмент – создание избирательных блоков. Блок «ЕР» с набором патриотичных, лояльных власти сил в таком случае становится формой ребрендинга партии власти. В то же время при многочисленности партий блоки могут стать стимулом для укрупнения партийного пространства, что является положительным фактором. Впрочем, пока решение о введении блоков официально не принято – Путин только объявил о его возможности.
В целом же важно подчеркнуть, что Путин пошел на отмену проведенных им же политических реформ 2003-2005 гг., и в послании объяснения этому не дано. Вероятно, тогда ужесточение режима проводилось на его «подъеме», а сейчас власть ощущает рост внутриполитических рисков, и пытается подстраховаться, немного выпустив «пар». Тем более, что опыт выборов 2003 года, когда абсолютное большинство одномандатников присоединились к фракции «Единая Россия», обеспечив ей конституционное большинство, может быть сейчас привлекателен для Кремля – с учетом того, что повторить оглушительную победу 2007 года по спискам будет предельно сложно. А тот факт, что с одномандатниками придется договариваться (а не жестко командовать ими, как «списочниками»), что привело к отмене мажоритарных выборов, в настоящее время рассматривается Кремлем как меньшее зло.
В числе более мелких инициатив президента в политической сфере – предоставление «правящей партии и парламентской оппозиции» права выдвигать кандидатуры на пост председателя, заместителя и аудиторов Счетной палаты (законопроект уже одобрен в первом чтении), публичная отчетность надзорных органов, предоставление сенаторам и депутатам права законодательной инициативы в своих регионах. Эти меры представляются различными по своему значению. В вопросе о Счетной палате президент отказался от одного из своих эксклюзивных полномочий, к тому же отобранного у Федерального собрания во время собственного президентства. Впрочем, при наличии парламентского большинства у власти появление во главе Счетной палаты «неудобного» председателя весьма маловероятно, хотя среди аудиторов критически настроенные фигуры и могут появляться. Остальные меры выглядят косметическими.
Итак, в политической сфере главным лозунгом послания стала «стабильность» - главное условие успешного развития страны, заявил Путин. На практике это означает инерционный сценарий развития. В экономической сфере можно отметить несколько важных приоритетов, обозначенных Путиным. Во-первых, это готовность «распечатать» средства суверенных фондов России (при условии, что их размер превысит 10% ВВП). На 1 декабря объем ФНБ составлял 2,72 трлн руб., Резервного фонда — 1,9 трлн руб. Этого давно ждали и «дирижисты», и представители «партии роста» - сторонники активных госинвестиций в экономику.
Во-вторых, это все-таки введение налога на роскошь – как Путин сам признавал на одном из совещаний (стенограмма с его закрытой части была опубликована «Финмаркетом») – для него это, прежде всего, популистская мера с трудно заметным фискальным эффектом. При этом, касаясь налоговой политики, Путин не затронул ни обсуждаемую в обществе тему о налоге на приватизацию, ни предложение правительства заменить НДС налогом с продаж. В-третьих, это деоффшоризация российской экономики. В остальном экономическая сфера была затронута весьма поверхностно: Путин обещал снова поддержать тяжелую и наукоемкую промышленность, подтвердил ценность принципов рыночной экономики и отверг риски строительства госкапитализма – ранее это было уже сказано не раз, притом, что страх инвестиционного сообщества, бизнеса и экономистов перед усилением роли государства в экономике только продолжает расти.
В сфере госуправления стоит обратить внимание лишь на один сюжет, частично разъясненный президентом – это введение ограничений для чиновников, сенаторов и депутатов на ведение счетов в иностранных банках, а также обязанность декларировать недвижимость за рубежом. Слово «ограничение» в СМИ было истолковано как запрет, однако пока это не исключает того, что речь идет все-таки о более мягкой мере. В любом случае, о жестком варианте «национализации элиты», предусматривавшем радикальный запрет на недвижимость и счета за границей, сейчас речи не идет. Говоря же о борьбе с коррупцией, Путин предпочел перечислить набор мер, которые уже реализуются на протяжении нескольких лет.
Приватизация названа также одним из приоритетов, однако вдаваться в подробности президент не стал. Зато на следующий день газета «Коммерсант» написала, что государственно-правовое управление президента (ГПУ) предлагает правительству вернуть президенту Владимиру Путину полномочия по прямому управлению федеральным имуществом, включая его приватизацию, посредством президентских указов. Правительство же намеревается отстаивать свои полномочия, ссылаясь на конституционную приоритетность законодательной системы над декретной. До сих пор тема приватизации остается одной из самых спорных и противоречивых: Кремль предпочитает не торопиться с продажей госактивов, а правительству не хватает политических ресурсов и авторитета для продавливания решений о приватизации вопреки интересам крупных госкомпаний.
Показательно, что впервые в послании практически отсутствует его так называемая «внешнеполитическая часть»: выстраивание приоритетов во внешней политике России. Путин коснулся этой темы лишь вскользь, подтвердив, что центральным приоритетом для России остаётся постсоветское пространство и интеграционные процессы в нем. Представляется, что президент не хотел бы в данном документе, исходящем непосредственно от него и носящем программный характер, негативно высказываться о Западе вообще и США в частности. В то же время не исключено, что критические интонации могут проявиться во время пресс-конференции Путина, которая намечена на 20 декабря. Также антизападные тенденции свойственны и проекту новой внешнеполитической концепции России, который разрабатывается МИДом.
Несмотря на то, что послание на этот раз оказалось достаточно бедным на новости, из него можно сделать несколько стратегически важных выводов. Во-первых, это расширение вилки политических реформ – власть готова идти на некоторую управляемую либерализацию, маневрируя между простой системой с доминантной партией и сложной управляемой партийной системой. Это является косвенным признаком подготовки к возможной политической (управляемой) дестабилизации. Во-вторых, Кремль сохранят главную ставку на консервативный электорат с патерналистским сознанием, и пытается удержать его симпатии на нынешнем уровне. В-третьих, высокие цены на энергоносители пока позволяют власти возвращаться к докризисной политике и наращивать государственные амбиции в экономической сфере. Все это подвергает систему повышенным рискам при условии социально-экономического и финансового кризиса.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий