Статьи на ту же тему
| 08 мая, 2014 | | | Читать на сайте издания |
Как показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 39% граждан уверены, что «неприятные факты о Великой Отечественной войне» разглашать не нужно. Это, опасаются они, может ударить «по чувствам наших людей» и повредить патриотизму. Правда патриотизм, основанный только на «абсолютизации истории», в качестве полноценной опоры власти рассматриваться не может, отмечает эксперт.
ВЦИОМ провел опрос 26-27 апреля среди 1,6 тыс человек в 42 регионах страны. В ответ на вопрос о том, какие книги о ВОВ они читали за последний год, 81% респондентов прямо заявил: «никакие». Еще 8% «затруднились ответить». Остальные смогли вспомнить названия художественных произведений (прежде всего советских), либо заверили, что читают исторические книги или предпочитают книгам «кино, передачи».
В случае же с «неприятными» фактами о войне, сторонников свободы в вопросах изучения истории оказывается меньше. Что такие факты «нужно публиковать и обсуждать», поскольку это историческая правда, которую нельзя скрывать, считает 53% респондентов. Однако 39% считают, что о неприятных фактах «не нужного говорить публично», поскольку это может ударить по чувствам граждан и нанести ущерб патриотизму. (Остальные затрудняются ответить).Часть граждан тягу к знаниям даже не декларирует. Так, 29% прямо заявили, что «не нужно изучать малоизвестные события ВОВ», чтобы «прошлое осталось прошлым». 66% считает, что изучать историю, рассекречивать архивы, проводить исследования» все-таки нужно. 5% с ответом на вопрос затруднились.
Как следует из исследования, обнародованного Фондом развития гражданского общества, в особой «идеологической» защите память о войне не нуждается: по данным фонда 91,3% граждан считают победу в ВОВ событием, обуславливающим единство современной России, а для 92,5% 9 мая — главный государственный праздник.Отметим, что накануне майских праздников Госдума приняла, а Совет федерации одобрил закон, который вводит уголовную ответственность за «реабилитацию нацизма». К ней приравнивается и "распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны" (см. «Ъ» от 24 апреля). В Думу внесено еще еще несколько законопроектов в расширение этой инициативы. Их эксперты считают «идеологическими», считая это «очередным шагом по введению единомыслия» (см. «Ъ» от 17 марта).
Политолог Михаил Виноградов считает, что число «патриотов», «чьи воззрения базируются на абсолютизации истории страны», а не на современных ее достижениях, растет. «С ними, с одной стороны, проще (они восторженнее понимают попытки запрета исторических дискуссий), но как полноценная опора власти рассматриваться не могут, поскольку не ощущают себя участниками исторического процесса»,— отметил господин Виноградов.