События и комментарии экспертов фонда

  |  30 апреля, 2014   |   Читать на сайте издания

«Новый Регион – Екатеринбург»: Выборы губернаторов в УрФО – схемы, участники и шансы

Екатеринбург, Апрель 30 (Новый Регион, Елена Давыдова, Валентина Ярославцева) – В сентябре 2014 года в 17 субъектах РФ пройдут губернаторские выборы. Новых глав регионов будут выбирать и на Урале: пока известно только о Курганской и Челябинской областях. Впрочем, список субъектов, где пройдут выборы, может пополниться: у губернаторов есть время уйти в отставку до 16 июня – это последний день, когда могут быть назначены выборы на 14 сентября. «Новый Регион» попытался понять, какими будут избирательные кампании на Урале и кто еще сможет пополнить список «отставившихся».
Кому светят выборы
Главы Челябинской и Курганской областей ушли в отставку в начале этого года – по собственному желанию. Президент РФ Владимир Путин не стал назначать Олега Богомолова (Курган) и Михаила Юревича (Челябинск) на пост врио, временно губернаторские кресла заняли глава Шадринска Алексей Кокорин и теперь уже экс-гендиректор Магнитогорского металлургического комбината Борис Дубровский соответственно. Ходили слухи об отставке пермского губернатора Виктора Басаргина, но пока они не подтверждаются. То же самое – с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. Ему пророчат отставку то в конце апреля, то в начале мая. Разумеется, официально со стороны администрации губернатора такая возможность не подтверждается. Впрочем, отставку предшественника Куйвашева Александра Мишарина опровергали до последнего: 13 мая 2012 года, когда стало об этом известно, его подчиненные утверждали, что пост он свой не покинул, а 14 мая президент Путин уже подписал указ о досрочном прекращении его полномочий.
Как это будет. Новые схемы
Выборы губернаторов в России вернули в 2012 году. Правда, теперь они существуют не в том виде, что до их отмены в 2004-м. Для кандидатов установили новое правило: им придется собирать подписи депутатов местных дум региона в свою поддержку – муниципальный фильтр. Это касается и партийных претендентов, и самовыдвиженцев. При этом федеральный законодатель дал право регионам самовыдвижение вообще запретить. И, разумеется, все субъекты сами устанавливают порог муниципального фильтра: федеральный закон установил только границы – от пяти до десяти процентов.
И Челябинская, и Курганская области пошли по весьма жестким вариантам: оба субъекта не разрешили участие самовыдвиженцев, а процент фильтра установили на уровне 7 и 6 процентов соответственно. В Свердловской области самовыдвиженцев также не будет (плановые выборы, правда, еще далеко – в 2017 году), а муниципальный фильтр – 7,9 процента.
На самом деле, для Курганской области шесть процентов подписей депутатов – это относительно немного, всего 256. В Челябинской эта цифра почти такая же – 285. На Среднем Урале и того меньше – всего 170. Однако нельзя забывать, что местные думы по-прежнему встроены в вертикаль: муниципалитеты очень зависят от высшей власти в регионе и, в конечном итоге, от власти федеральной и вряд ли пойдут ей наперекор. Очевидно, что выбранный Кремлем кандидат в губернаторы подписи соберет без проблем. И дело даже не в том, что большинство депутатов местных дум и кандидат будут принадлежать к одной партии: все-таки муниципальные думы – это в меньшей степени политика, так что подписи «за кого надо» будут ставить все, вне зависимости от партийной принадлежности. Конечно, какие-то шансы есть и у парламентской оппозиции – коммунистов или справедливороссов: во-первых, их допустят для создания видимости конкуренции, как это обычно делается. Во-вторых, этим партиям всегда худо-бедно удавалось брать какие-то места на муниципальных выборах. Пара договоренностей – и кандидаты от них также станут обладателями нужного числа подписей.
К слову, по сведениям «Нового Региона», врио челябинского губернатора, который заявил о своем намерении участвовать в выборах, уже активно встречается с представителями муниципалитетов.
Шансы новых участников
А вот новым партиям, появившимся после либерализации законодательства об их регистрации, придется куда как сложнее. Почти во всех регионах страны правом участвовать в выборах уже обладают несколько десятков партий. В Челябинской и Курганской областях выдвинуть своих кандидатов могут более 50 региональных отделений. Однако смогут ли они даже не то что преодолеть муниципальный фильтр, а вообще выдвинуть кандидатов – большой вопрос. В обоих регионах из этих пяти десятков партий (здесь мы не учитываем семь «старых» политобъединений, четыре из которых парламентские) пока проявляют хоть какую-то публичную активность от силы две-три. Например, в Челябинской области периодически появляется в повестке партия «Родина», в Курганской – Партия прогресса (партия Алексея Навального). А вот про какую-нибудь Партию национальной безопасности России или Партию налогоплательщиков не слышно ничего. И это в условиях уже фактически идущей предвыборной кампании, когда оба врио губернаторов сообщили, что будут участвовать в выборах и по полной программе используют свой административный ресурс: организуют уже упомянутые совещания с муниципальными властями, проводят якобы дежурные встречи с предпринимательским сообществом и так далее.
В целом то же самое касается и Свердловской области. Здесь участвовать в выборах могут 60 новых партий, подавляющее большинство из которых тоже не осуществляет заметной деятельности. К примеру, невозможно что-то сказать о региональном отделении партии «Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик» или Партии возрождения села. У них нет даже собственных региональных интернет-ресурсов, где можно было бы узнать об их работе или планах.
Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов политолог Анатолий Гагарин полагает, что теоретически новые партии способны выставлять своих кандидатов на губернаторские выборы, но не всегда способны дойти до конца кампании. «Нередко происходит ситуация, когда они отделываются критикой и конфронтацией, а затем снимаются с выборов в пользу другого кандидата. Примером могут служить недавние выборы мэра в Новосибирске, где победу одержал кандидат от КПРФ, которого поддержали другие оппозиционные партии», – заявил эксперт «Новому Региону». Но при этом он сомневается, что в этом году у малых партий есть какие-то перспективы в губернаторских кампаниях.
«Если говорить о Челябинской и Курганской областях, то пока я не вижу там реальных кандидатов, которые могут составить конкуренцию политическим фигурам, занимающим сейчас пост и.о. губернатора. Скорее, там будут бороться представители классических думских партий», – считает Гагарин. Политолог затруднился назвать какие-то конкретные фамилии тех, кто мог бы стать соперниками врио челябинского и курганского губернаторов. «Впрочем, это не значит, что таких людей нет. В этом смысле малые партии могут послужить хорошим полигоном для старта политической карьеры. Можно сделать ставку на скандальную партию, которая не имеет политических перспектив, и получить в результате скандал. Этим вариантом часто пользуются бизнесмены, которые заинтересованы больше в своей раскрутке, чем в участии в политике», – подытоживает эксперт.
В общем, предположительно, столь ожидаемые выборы губернаторов пройдут скучно: кандидатов будет минимальное количество, победитель будет известен. В пользу этого предположения говорят состоявшиеся осенью 2013 года выборы глав некоторых регионов (Хабаровский край, Магаданская область и другие), в которых участвовало четыре-пять кандидатов стандартного набора: выдвиженцы от парламентских партий плюс кто-нибудь от условной «Гражданской платформы» для видимости.