СМИ о фонде

  |  02 апреля, 2014   |   Читать на сайте издания

Схватка бульдогов в Новосибирске

Отставка новосибирского губернатора Юрченко очень показательна, как пример новых тенденций в региональной политике Кремля. 18 марта Владимир Путин отправил в отставку новосибирского губернатора Василия Юрченко в связи «с утратой доверия».
 
Доверие утратилось неожиданно: еще полгода назад Юрченко в одних рейтингах входил в верхнюю треть, в других – в середину списка. По социально-экономическим показателям регион демонстрировал рост быстрее среднероссийского и входил в очень небольшую группу регионов, на 100% выполнявших «майские указы» президента. И это при том, что у Юрченко, как писали, уже и в 2012 году был конфликт и с полпредом Толоконском, и с несколькими агрессивными экономическими игроками в регионе. Но такие конфликты, сопровождающиеся потоками компромата, есть практически во всех субъектах федерации. И лишь в январе 2014 года близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества в своем рейтинге внес новосибирского губернатора в «черный список». И следом Юрченко отправляют в отставку. Почему?
 
Случай чрезвычайный, если учесть, что Кремль пошел на смену губернатора в  разгар избирательной кампании за пост мэра Новосибирска. С риском запутать и разрушить уже определившуюся схему продвижения кандидата от «партии власти». Внезапная отставка Юрченко наложилась на неразбериху: исполняющего обязанности мэра Знаткова сняли с выборов, появился как бы второй кандидат от «партии власти» - Андрей Ксензов. В этот момент снялся с выборов оппозиционер Илья Пономарев, сделав единым кандидатом от оппозиции коммуниста Анатолия Локотя. И хотя Ксензов в понедельник и снял свою кандидатуру, Знатков на  финишной прямой выглядит не очень уверенно. В результате из-за внезапного снятия Юрченко, 6 апреля «Единая Россия» может проиграть выборы в Новосибирске.Или выиграть, но неубедительно.
 
Выборы мэра в третьем по величине российском городе оказались для Кремля менее важны. Интересно – чем что?
 
Вероятно, центральная власть хотелапоказать, что занимается не только Украиной и Крымом. На такой вывод наталкивает формулировка «в связи с утратой доверия», примененная впервые с самой отставки Лужкова в 2010 году. Юрченко просто оказался самой удобной кандидатурой. Незадолго до отставки Юрченко пытался закрыть крупнейший рынок Новосибирска – Гусинобродский, аналог московского «Черкизона». В ответ началась мощная атака на губернатора в сетях и медиа, начавшаяся со слива через анонимный ЖЖ компрометирующих материалов. К этой волне уже на аппаратном уровне присоединился и полпред, давно не делавший секрета из своего желания заменить Юрченко на кого-то более лояльного к его интересам в регионе. Аппаратная борьба,как всегда, ведется «на опережение»: кто первый успеет показать бумаги Путину, тот и победил. Толоконский, как видно, не только успел первый, но и выбрал очень удачный момент.
 
Между тем, как писали СМИ, в отставку в ближайшее время может уйти и сам Толоконский. В пользу такого сценария есть, как минимум, две веские причины.
 
Во-первых, если логика отставки Юрченко действительно «назидательная», чтоб другие боялись, то убирать нужно обе стороны конфликта. Обычно Кремль так и делает – дивиденды от смены власти получает кто-то третий, находившийся вне конфликта. Толоконский, как и все остальные участники этого «политического кризиса» в Новосибирске тоже имеет давние экономические интересы в регионе,  и для него  есть все шансы попасть под колесо антикоррупционной борьбы на следующем этапе.  Тем более, что к нему есть и еще один вопрос. Ведь изначально Юрченко – это его креатура. Получается, полпред сам предложил человека на пост губернатора и сам же не смог установить с ним рабочие отношения и несколько лет конфликтовал. Это негативно отражалось и на регионе, и на имидже власти в целом.
 
Во-вторых, Кремль всегда занимается планированием бесконфликтных связоктипа «полпред – губернатор» и «губернатор – мэр». Учитывая, что следующий губернатор Новосибирской области должен быть избран на выборах, наиболее вероятным претендентом на позицию главы региона является Александр Карелин. Сейчас он возглавляет штаб Знаткова, и связка с мэром (в случае победы Знаткова, конечно), очевидно, будет бесконфликтной. А вот отношения Карелина с Толоконским, по утверждению экспертов, вряд ли будут бесконфликтными в долгосрочной перспективе. Во всяком случае, Карелин уже сейчас вступил с Толоконским в конкуренцию за влияние на ситуацию в регионе, и и.о. губернатора Владимиру Городецкому приходится оглядываться сразу на двоих. Аесли (когда?) Карелин станет губернатором, то управленческий стиль полпреда, основанный на привычке непосредственно управлять некоторыми процессами в области, неминуемо будет воспринят Карелиным как вызов.Оба – политические тяжеловесы, оба имеют и экономические интересы в регионе, и амбиции монопольного управления политическим узором. Два бульдога не смогут жить в одной конуре.
 
Еще более вероятной отставка Толоконского выглядит в случае, если Знатков вдруг все же проиграет выборы. Виноватым в проигрыше кандидата от «Единой России» будет только полпред, и Кремль никак не сможет закрыть на это глаза. Такой прецедент приведет к политическому хаосу в других регионах.