http://www.permoboz.ru: «Соликамка» уходит в Индию
Соликамские бумажники давно прогнозировали сокращение рынка газетной печати, что позволило им подготовиться к жесткой конкуренции и выйти на новые рынки.
А вот финский бумпром конкуренции на рынке газетной бумаги не выдержал, – сообщил собравшимся в пермском политехе участникам отраслевой конференции бумажников главный технолог «Соликамскбумпрома» Алексей ТЕССМАН. Финские предприятия закрылись в кризис 2008-2009 годов, а оборудование распродано.
Огромное влияние на сокращение рынка оказало развитие электронных СМИ, снижение общего интереса к чтению, падение тиражей традиционных газет. В 2013 году Фонд развития гражданского общества (ФРГО) представил доклад «Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы». Прогноз по ситуации на рынке печатных СМИ на 2020 год является негативным с перспективой почти полного исчезновения данного сегмента в его бумажном виде в промежутке между 2020 и 2030 годом, – приводит доклад Гильдия издателей периодической печати. Продолжится падение совокупных тиражей и уменьшение аудитории печатных изданий. Одновременно будут снижаться рекламные доходы и доля прессы в общем объеме рекламных бюджетов.
В России, по данным «АВС-Бюро тиражного аудита», совокупный тираж общенациональных еженедельных газет в 2012 году снизился в среднем на 7,5%, а в сегменте ежедневных – на 14%. Общероссийские еженедельники «АиФ» и «Комсомолка» потеряли по 2,5% своей аудитории. Теряют печатные СМИ и рекламные доходы: доля печатных СМИ на рекламном рынке России за последние 12 лет снизилась в 3,5 раза – с 48 до 13,83%.
Из-за падения тиражей снижается мировой объем производства и потребления газетной бумаги. С 2000 по 2012 год объемы производства упали на 24% и, по оценкам экспертов, будут снижаться на 2-3% в год. Сейчас в мире производят 30 млн тонн газетной бумаги, в России – 1 млн 815 тыс. тонн (снижение производства с 2008 года на 8%), потребляют 600 тыс. тонн (снижение на 27%).
Несмотря на это, главный технолог «Соликамскбумпрома» Алексей Тессман весьма оптимистично смотрит на рынок «газетки».
– Каким бы развитым Интернет не был, обязательно останется местечковая газета, – пояснил Тессман журналисту «ПО». – В любой стране есть городская газета, которой пользуется какая-то часть населения. Для них газета удобна и доступна. В Прибалтике в маленьких городках даже сохранились старые советские названия, например «Пламя». Немецкие городские газе- ты, которые покупают у нас бумагу, не снижают тиражи. Исчезают газеты наподобие «Литературной» – с огромными проблемными статьями, очерками. Для них необходим соответствующий высокоинтеллектуальный читатель, подкованный, что называется, в теме. А круг читателей сужается, и авторов тоже становится меньше. Доля таких газет, как «Франкфуртер Альгемайне цайтунг», уменьшилась. Хотя газета делает толстый пятничный выпуск с темами экономики, техники, культуры, моды и спорта.
При этом Алексей Тессман согласился, что перераспределение рекламного рынка в сторону электронных средств оказывает большое влияние на снижение тиражей. Как в 60-е реклама уходила в телевидение, так сейчас она уходит в Интернет. Однако он убежден, что в Интернете рекламируют, в основном, те товары, которые и продают через сеть.
Одновременно соликамские бумажники видят перспективным азиатский рынок, точнее, рынок Индии, так как Китай уже полностью обеспечивает себя бумагой. Рост грамотности в Индии, популярность чтения газет и относительно дорогой доступ к широкополосному Интернету приводит к росту тиражей печатных СМИ. По данным Всемирной газетной и информационно-издательской ассоциации, в России – 75 газет на тысячу населения, в то время как в Индии уже 139, и, вероятно, показатель будет расти.
– У нас газета стоит 15-20 рублей. В Индии, из нашей же газетной бумаги, которая едет туда через весь мир, – 5 рублей, – добавил Алексей Тессман. – Прибыль издатели получают за счет тиражей. Там миллионные тиражи. И этому способствовало распространение грамотности. В Индии любят читать газеты.
Технологически «Соликамскбумпром» готов обеспечить бумагой и растущий газетный рынок Индии, и конкурировать с западными бумкомпаниями. С 2005 года в модернизацию производства соликамские бумажники вложили 6 млрд руб. Еще около 3 млрд руб. потратят на развитие собственной генерации. На комбинате круглосуточно работают четыре скоростные бумагоделательные машины фирм Mitsubishi (Япония) и W?rtsil? (Финляндия), которые выпустили в 2013 году 389,4 тыс. тонн продукции. Дешевая древесина, доступные энергоресурсы и современные технологии позволяют обеспечить низкую себестоимость при оптимальном качестве бумаги. В этом и преимущество «соликамки».