| 21 марта, 2014 | | | Читать на сайте издания |
В процессе присоединения Крыма к России российское общество узнало несколько новых имен крымских политиков, возглавивших пророссийское движение. Это премьер Крыма Сергей Аксенов, мэр Севастополя Алексей Чалый и спикер крымского парламента Владимир Константинов. В последние недели эти фигуры не сходили с экранов телеканалов. Znak.com решил выяснить, есть ли теперь у них надежда на будущее в большой политике.
История с крымским референдумом и последующим вхождением новой республики в состав России привела к тому, что на федеральном уровне в СМИ и в политическом пространстве зазвучало несколько новых имен крымских политиков, до того неизвестных. Это председатель совета министров Крыма Сергей Аксенов, «народный» мэр Севастополя Алексей Чалый и глава крымского парламента Владимир Константинов. Эти три политика стали главными публичными фигурами, с которыми – с крымской стороны – ассоциировался процесс проведения референдума и курс на возвращение в Россию.
В четверг Госдума на внеочередном заседании ратифицирует договор о присоединении автономной республики Крым и города-героя Севастополь к России на правах регионов. Таким образом, теперь крымская политика – несмотря на непризнание отделения Крыма от Украины и вхождения его в Россию со стороны мирового сообщества – становится внутрироссийской.
До референдума и во время его проведения Аксенов, Константинов и Чалый были обласканы вниманием российских федеральных политиков: депутаты Госдумы приезжали чуть ли не каждый день и обещали им всестороннюю поддержку. При этом много шуму наделало появление того же Чалого на подписании соглашения с президентом России Владимиром Путиным о вхождении Крыма и Севастополя в состав России в простом черном свитере – в противовес официальным костюмам остальных политиков.
Пророссийские митинги в Крыму не имеют ничего общего с митингами бюджетников в России в поддержку Путина: люди приходят сюда добровольно. По большому счету, такие мероприятия ближе к украинским митингам на Майдане, чем к российским маршам бюджетников. Плакаты – самодельные, никаких организованных групп или колонн, никаких подневольных людей, привезенных на митинг за отгул или за деньги.
Крымские пророссийские политики говорят рублеными фразами, стараясь быть максимально конкретными, друг с другом свои комментарии не согласовывают, к начальству не апеллируют. Крымский политический стиль находится в явном диссонансе с общепринятым стилем российской политики последних 14 лет. Первые выборы в Крыму по российскому законодательству пройдут в сентябре 2015 года, когда тем же Аксенову, Константинову и Чалому придется подтверждать свою легитимность.
Есть ли будущее у крымских пассионариев не на региональном, а на федеральном уровне? Эксперты расходятся во мнениях.
Политик – это человек, готовый сделать всё на свете для простых людей, кроме своего возвращения в их число, рассуждает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
«И Аксенов, и Чалый прочно ухватятся за предоставленный им шанс. Иногда политический капитал создается за считанные дни, это их случай. Они уже данность, во всяком случае на переходный период, – говорит Калачев, считая, что крымские политики смогут в итоге встроиться в российскую внутриполитическую систему. – Многие из нынешних российских системных политиков в 90-е тоже без пиджаков ходили, а у некоторых вполне могли быть клички. Приспособятся, научатся, копировать Кадырова не будут. Он один такой».
Калачев вспоминает слова Бисмарка о том, что «политика – искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит». Да, крымские политики сейчас кажутся недостаточно респектабельными, их прошлое туманно, но они уже стали реальностью, и их будут встраивать в общую систему.
При этом на пути такого встраивания у крымских политиков могут возникнуть неожиданные преграды. Так, российское законодательство запрещает выдвигать свою кандидатуру на любых выборах лицам, осужденным когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими преступлениями. Бывшие преступники не смогут баллотироваться в течение десяти лет со дня снятия или погашения судимости. Для осужденных за совершение особо тяжких преступлений этот срок составляет 15 лет.
По некоторым данным, у крымских политиков может быть криминальное прошлое.
Проукраински настроенный депутат Верховной Рады от Крыма Сергей Сенченко (партия «Батькивщина») в интервью говорил о том, что уголовные дела в 90-е годы за вымогательство и захват бизнеса возбуждались против того же Аксенова, однако до суда не дошли.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев сказал Znak.com, что большинство нынешних крымских политиков в самом Крыму имеют одиозную репутацию, и у власти могут удержаться или фальсифицируя выборы, или перейдя к системе назначений.
«Если на территории Крыма начнет действовать российский закон о запрете баллотироваться судимым, то часть крымской элиты ни на что претендовать не сможет, и надо будет или менять закон об антикриминальном фильтре, или признавать, что преступления, совершенные на территории Украины, Россией не признаются. Я подозреваю, что в Крыму будет введен особый режим управления, и выборы там будут напоминать соседнюю Кубань: вроде бы они есть, но голосуют все всегда одинаково», – считает Кынев.
У Кремля, впрочем, иное мнение по данному вопросу: Константинов, Чалый, Аксенов – это люди, которые способствовали возвращению Крыма в Россию, и их популярность высока. Место этих политиков – в первом эшелоне власти: от глав регионов до депутатов Госдумы или сенаторов, считает руководитель близкого к Кремлю Центра политического анализа Павел Данилин.
«Чалый, Аксенов, Константинов – это политика класса А. Их окружение может претендовать на мандаты депутатов Госдумы (от Крыма и Севастополя их будет в следующем парламенте двое или трое), а также на четыре мандата членов Совета федерации. Те, кто находится чуть дальше от них, могут рассчитывать на кресла в региональном парламенте и правительстве. Главная задача – не допустить в новую крымскую элиту людей, предавших «Партию Регионов» и «Русское единство», – я думаю, что именно на базе этих двух партий будет строиться местная “Единая Россия”», – считает Данилин.
Если говорить о проблеме встраивания крымских политиков в стилистику российской внутренней политики, Данилин признает, что сложности будут – и большие.
«Тащить наверх специально их никто не будет, придется поработать. Пока они находятся вне базовых раскладов – разве что кого-то возьмет под свое покровительство полпред. Что касается инсинуаций про особую роль Чалого, я бы не стал воспринимать их всерьез», – считает Данилин.
Крым еще долго будет регионом в центре общественного внимания, поэтому все политики, которые будут работать там успешно, будут в какой-то степени проецироваться на федеральный уровень; но точно так же в России уже есть пассионарные губернаторы с федеральным влиянием, говорит глава Фонда развития гражданского общества, экс-руководитель управления внутренней политики администрации президента Константин Костин.
«Говорить, что крымские политики несовместимы с российскими реалиями или ожидать, что с ними в российскую политику ворвется «ветер свободы Майдана», нельзя; это – ложное ощущение. Другое дело, что там сложилась уникальная ситуация: свои отделения там будут создавать все нынешние российские политические партии, и между ними конкуренция будет серьезная», – считает Костин.
Впрочем, возможно, крымские политики останутся фигурами регионального уровня и так и продолжат заниматься сугубо внутренними делами.
Крымские политики пока не осознают себя фигурами федерального уровня, поэтому до выборов в Госдуму они, вероятно, будут заниматься деятельностью регионального масштаба, считает политолог Александр Пожалов. Он не исключает, что к выборам 2015 года в Крыму появится новая плеяда политиков, а тот же Чалый, если захочет уйти на федеральный уровень, может в 2016 году пойти на выборы по одномандатному округу от своего родного Севастополя.
Пока Аксенов, Чалый и Константинов – все-таки не конкуренты таким старым федеральным политикам, как Геннадий Зюганов или Владимир Жириновский. Память телезрителя коротка, а на федеральный уровень они сами пока не претендуют: Аксенова вполне устроит губернаторство в Крыму, а Чалого – руководство Севастополем, соглашается с Пожаловым политолог Михаил Захаров.
«Помимо Чалого и Аксенова, там есть влиятельные политики из диаспоры крымских татар, и ситуация с ними тоже непростая, ее только предстоит решить. Я думаю, что в ближайшие годы местных политиков из власти Кремль выдавливать не будет, и ждать нашествия «варягов» не следует. Но наш федеральный политический уровень закрыт от новых региональных игроков, а им, в свою очередь, обычно приятнее быть первым парнем на деревне, что называется. Да, внутри Крыма нынешние политики могут конвертировать воссоединение с Россией в свой политический капитал, но на общероссийском уровне едва ли у них есть серьезные перспективы», – считает Захаров.
Политтехнолог Мария Сергеева отмечает, что присоединение Крыма, помимо роста рейтинга Путина, принесло политические очки ряду политиков, среди которых как министр обороны Сергей Шойгу и вице-премьер Дмитрий Рогозин, так и трое крымских политиков, имеющих теперь репутацию национальных героев на полуострове.
При этом совершенно непонятно, повлияет ли патриотический подъем в обществе на рейтинг, к примеру, «Единой России».
«Нужно заметить, что Крым сегодня – гораздо более политизированный регион, чем остальная Россия. С учетом запрета на региональные партии, крымчанам придется выбирать из уже существующих российских федеральных партий. А крымским политикам, соответственно, встраиваться в текущую политическую систему. Такое встраивание с политической точки зрения не выгодно крымским политикам, однако необходимо в аппаратном смысле, в том числе как дополнительная демонстрация лояльности и готовность играть по существующим правилам. Наиболее удобным форматом такого встраивание было бы вступление в ОНФ – с одной стороны, нет присоединения к антирейтингу ЕР, с другой – возможность в том числе избираться по совместным спискам, – утверждает Сергеева. – К избравшимся крымчанам еще несколько лет будет приковано дополнительное внимание, так что прогнозирую появление еще ряда ярких крымских политиков. Однако славу героев присоединения они уже не разделят. Власть склонна принимать в том числе и не самые популярные решения, и командная системная игра во внутренней политике – в том числе публичная поддержка таких решений. Новые народные политики могут оказаться не готовы играть по существующим правилам. Мы видим их сегодня в эфире – такая наивная искренность, которую не сыграешь. Никаких отточенных формулировок, скорее демонстрации отчасти детской наивности. Именно этим они покорили сердца россиян, но именно эти качества могут пойти в минус при встраивании в системную политику. Впрочем, у новых народных политиков есть то, чего нет у остальных и что перевесит любые аппаратные сложности – личная поддержка Путина».
Между тем, в том же ОНФ делать публичные предложения крымским политикам не торопятся. Источник Znak.com, осведомленный о ситуации, отметил, что «Фронт» пока не обсуждал подобный вопрос.
Депутат от «Единой России» Роберт Шлегель, во время референдума бывший в Крыму наблюдателем, считает, что у крымских политиков безусловно есть большое будущее, в том числе и по линии «Единой России», и по линии исполнительной власти.
«Думаю, у них есть будущее как у политиков федерального уровня. У них есть узнаваемость, популярность, со временем появится управленческий опыт. Они готовы к дискуссии и готовы брать на себя ответственность. К Чалому, Аксенову и Константинову я бы еще добавил вице-премьера Рустама Темиргалиева», – отметил Шлегель.