События и комментарии экспертов фонда

  |  21 марта, 2014   |   Читать на сайте издания

«И Аксенов, и Чалый прочно ухватятся за предоставленный им шанс»

 

В процессе присоединения Крыма к России российское общество узнало несколько новых имен крымских политиков, возглавивших пророссийское движение. Это премьер Крыма Сергей Аксенов, мэр Севастополя Алексей Чалый и спикер крымского парламента Владимир Константинов. В последние недели эти фигуры не сходили с экранов телеканалов. Znak.com решил выяснить, есть ли теперь у них надежда на будущее в большой политике.

 

 История с  крымским референдумом и последующим вхождением новой республики в состав России привела к тому, что на федеральном уровне в СМИ и в политическом пространстве зазвучало несколько новых имен крымских политиков, до того неизвестных. Это председатель совета министров Крыма Сергей Аксенов, «народный» мэр Севастополя Алексей Чалый и глава крымского парламента Владимир Константинов.  Эти три политика стали главными публичными фигурами, с которыми – с крымской стороны – ассоциировался процесс проведения референдума и курс на возвращение в Россию.

 

В четверг Госдума на внеочередном заседании  ратифицирует договор о присоединении автономной республики Крым и города-героя Севастополь к России на правах регионов. Таким образом, теперь крымская политика – несмотря на непризнание отделения Крыма от Украины и вхождения его в Россию со стороны мирового сообщества – становится внутрироссийской.

 

До референдума и во время его проведения Аксенов, Константинов и Чалый были обласканы вниманием российских федеральных политиков: депутаты Госдумы приезжали чуть ли не каждый день и обещали им всестороннюю поддержку. При этом много шуму наделало появление того же Чалого на подписании соглашения с президентом России Владимиром Путиным о вхождении Крыма и Севастополя в состав России в простом черном свитере  в противовес официальным костюмам остальных политиков.

 

Пророссийские митинги в Крыму не имеют ничего общего с митингами бюджетников в России в поддержку Путина: люди приходят сюда добровольно. По большому счету, такие мероприятия ближе к украинским митингам на Майдане, чем к российским маршам бюджетников. Плакаты – самодельные, никаких организованных групп или колонн, никаких подневольных людей, привезенных на митинг за отгул или за деньги.

 

Крымские пророссийские политики говорят рублеными фразами, стараясь быть максимально конкретными, друг с другом свои комментарии не согласовывают, к начальству не апеллируют. Крымский политический стиль находится в явном диссонансе с общепринятым стилем российской политики последних 14 лет. Первые выборы в Крыму по российскому законодательству пройдут в сентябре 2015 года, когда тем же Аксенову, Константинову и Чалому придется подтверждать свою легитимность.

 

Есть ли будущее у крымских пассионариев не на региональном, а на федеральном уровне? Эксперты расходятся во мнениях.

 

Политик – это человек, готовый сделать всё на свете для простых людей, кроме своего возвращения в их число, рассуждает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

 

«И Аксенов, и Чалый прочно ухватятся за предоставленный им шанс. Иногда политический капитал создается за считанные дни, это их случай. Они уже данность, во всяком случае на переходный период,  говорит Калачев, считая, что крымские политики смогут в итоге встроиться в российскую внутриполитическую систему.   Многие из нынешних российских системных политиков в 90-е тоже без пиджаков ходили, а у некоторых вполне могли быть клички. Приспособятся, научатся, копировать Кадырова не будут. Он один такой».

 

Калачев вспоминает слова Бисмарка о том, что «политика  искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит». Да, крымские политики сейчас кажутся недостаточно респектабельными, их прошлое туманно, но они уже стали реальностью, и их будут встраивать в общую систему.

 

При этом на пути такого встраивания у крымских политиков могут возникнуть неожиданные преграды. Так, российское законодательство запрещает выдвигать свою кандидатуру на любых выборах лицам, осужденным когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими преступлениями. Бывшие преступники не смогут баллотироваться в течение десяти лет со дня снятия или погашения судимости. Для осужденных за совершение особо тяжких преступлений этот срок составляет 15 лет.

 

По некоторым данным, у крымских политиков может быть криминальное прошлое.

 

Проукраински настроенный депутат Верховной Рады от Крыма Сергей Сенченко (партия «Батькивщина») в интервью говорил о том, что уголовные дела в 90-е годы за вымогательство и захват бизнеса возбуждались против того же Аксенова, однако до суда не дошли.

 

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев  сказал Znak.com, что большинство нынешних крымских политиков в самом Крыму имеют одиозную репутацию, и у власти могут удержаться или фальсифицируя выборы, или перейдя к системе назначений.

 

«Если на территории Крыма начнет действовать российский закон о запрете баллотироваться судимым, то часть крымской элиты ни на что претендовать не сможет, и надо будет или менять закон об антикриминальном фильтре,  или признавать, что преступления, совершенные на территории Украины, Россией не признаются.  Я подозреваю, что в Крыму будет введен особый режим управления, и выборы там будут напоминать соседнюю Кубань: вроде бы они есть, но голосуют все всегда одинаково»,   считает Кынев.

 

У Кремля, впрочем, иное мнение по данному вопросу: Константинов, Чалый, Аксенов – это люди, которые способствовали возвращению Крыма в Россию, и их популярность высока. Место этих политиков – в первом эшелоне власти: от глав регионов до депутатов Госдумы или сенаторов, считает руководитель близкого к Кремлю Центра политического анализа Павел Данилин.

 

«Чалый, Аксенов, Константинов – это политика класса А. Их окружение может претендовать на мандаты депутатов Госдумы (от Крыма и Севастополя их будет в следующем парламенте двое или трое), а также на четыре мандата членов Совета федерации. Те, кто находится чуть дальше от них, могут рассчитывать на кресла в региональном парламенте и правительстве. Главная задача – не допустить в новую крымскую элиту людей, предавших «Партию Регионов» и «Русское единство»,  я думаю, что именно на базе этих двух партий будет строиться местная  “Единая Россия”»,  считает Данилин.

 

Если говорить о проблеме встраивания крымских политиков в стилистику российской внутренней политики, Данилин признает, что сложности будут  и большие.

 

«Тащить наверх специально их никто не будет, придется поработать. Пока они находятся вне базовых раскладов – разве что кого-то возьмет под свое покровительство полпред. Что касается инсинуаций про особую роль Чалого, я бы не стал воспринимать их всерьез»,  считает Данилин.

 

Крым еще долго будет регионом в центре общественного внимания, поэтому все политики, которые будут работать там успешно, будут в какой-то степени проецироваться на федеральный уровень; но точно так же в России уже есть пассионарные губернаторы с федеральным влиянием, говорит глава Фонда развития гражданского общества, экс-руководитель управления внутренней политики администрации президента Константин Костин.

 

«Говорить, что крымские политики несовместимы с российскими реалиями или ожидать, что с ними в российскую политику ворвется «ветер свободы Майдана», нельзя; это – ложное ощущение. Другое дело, что там сложилась уникальная ситуация: свои отделения там будут создавать все нынешние российские политические партии, и между ними конкуренция будет серьезная»,  считает Костин.

 

Впрочем, возможно, крымские политики останутся фигурами регионального уровня и так и продолжат заниматься сугубо внутренними делами.

 

Крымские политики пока не осознают себя фигурами федерального уровня, поэтому до выборов в Госдуму они, вероятно, будут заниматься деятельностью регионального масштаба, считает политолог Александр Пожалов. Он не исключает, что к выборам 2015 года в Крыму появится новая плеяда политиков, а тот же Чалый, если захочет уйти на федеральный уровень, может в 2016 году пойти на выборы по одномандатному округу от своего родного Севастополя.

 

Пока Аксенов, Чалый и Константинов – все-таки не конкуренты таким старым федеральным политикам, как Геннадий Зюганов или Владимир Жириновский. Память телезрителя коротка, а на федеральный уровень они сами пока не претендуют: Аксенова вполне устроит губернаторство в Крыму, а Чалого – руководство Севастополем, соглашается с Пожаловым политолог Михаил Захаров.

 

«Помимо Чалого и Аксенова, там есть влиятельные политики из диаспоры крымских татар, и ситуация с ними тоже непростая, ее только предстоит решить.  Я думаю, что в ближайшие годы местных политиков из власти Кремль выдавливать не будет, и ждать нашествия «варягов» не следует. Но наш федеральный политический уровень закрыт от новых региональных игроков,  а им, в свою очередь, обычно приятнее быть первым парнем на деревне, что называется. Да, внутри Крыма нынешние политики могут конвертировать воссоединение с Россией в свой политический капитал, но на общероссийском уровне едва ли у них есть серьезные перспективы»,  считает Захаров.

 

Политтехнолог Мария Сергеева отмечает, что присоединение Крыма, помимо роста рейтинга Путина, принесло политические очки ряду политиков, среди которых как министр обороны Сергей Шойгу и вице-премьер Дмитрий Рогозин, так и трое крымских политиков, имеющих теперь репутацию национальных героев на полуострове.

 

При этом совершенно непонятно, повлияет ли патриотический подъем в обществе на рейтинг, к примеру, «Единой России».

 

«Нужно заметить, что Крым сегодня  гораздо более политизированный регион, чем остальная Россия. С учетом запрета на региональные партии, крымчанам придется выбирать из уже существующих российских федеральных партий. А крымским политикам, соответственно, встраиваться в текущую политическую систему. Такое встраивание с политической точки зрения не выгодно крымским политикам, однако необходимо в аппаратном смысле, в том числе как дополнительная демонстрация лояльности и готовность играть по существующим правилам. Наиболее удобным форматом такого встраивание было бы вступление в ОНФ  с одной стороны, нет присоединения к антирейтингу ЕР, с другой  возможность в том числе избираться по совместным спискам,  утверждает Сергеева.   К избравшимся крымчанам еще несколько лет будет приковано дополнительное внимание, так что прогнозирую появление еще ряда ярких крымских политиков. Однако славу героев присоединения они уже не разделят. Власть склонна принимать в том числе и не самые популярные решения, и командная системная игра во внутренней политике  в том числе публичная поддержка таких решений. Новые народные политики могут оказаться не готовы играть по существующим правилам. Мы видим их сегодня в эфире  такая наивная искренность, которую не сыграешь. Никаких отточенных формулировок, скорее демонстрации отчасти детской наивности. Именно этим они покорили сердца россиян, но именно эти качества могут пойти в минус при встраивании в системную политику. Впрочем, у новых народных политиков есть то, чего нет у остальных и что перевесит любые аппаратные сложности  личная поддержка Путина».

 

Между тем, в том же ОНФ делать публичные предложения крымским политикам не торопятся. Источник Znak.com, осведомленный о ситуации, отметил, что «Фронт» пока не обсуждал подобный вопрос.

 

Депутат от «Единой России» Роберт Шлегель, во время референдума бывший в Крыму наблюдателем, считает, что у крымских политиков безусловно есть большое будущее, в том числе и по линии «Единой России», и по линии исполнительной власти.

 

«Думаю, у них есть будущее как у политиков федерального уровня. У них есть узнаваемость, популярность, со временем появится управленческий опыт. Они готовы к дискуссии и готовы брать на себя ответственность. К Чалому, Аксенову и Константинову я бы еще добавил вице-премьера Рустама Темиргалиева»,  отметил Шлегель.

 

 

 

Екатерина Винокурова