| 12 марта, 2014 | | | Читать на сайте издания |
Выборы губернаторов в 2014 г. пройдут аж в 14 регионах - и это если ещё кто-нибудь из глав других субъектов Федерации вдруг не решит сложить полномочия. С момента возвращения прямых выборов губернаторов в 2012 г. это будет самая масштабная избирательная встряска. Чего требуют от региональных глав в Кремле и откуда будут черпать кадры.
Кого только не призывали в губернаторы за последние 15 лет! Эксперты говорят, что кадровая политика порой напоминала хаос и допускала экзотические эксперименты. Вплоть до того, что «кормить» Чукотку отправляли олигарха Р. Абрамовича, а начальником Алтайского края, хоть и неожиданно победив на выборах, стал юморист М. Евдокимов. Впрочем, в отборе губернаторов можно выделить и «модные тенденции». Так, вслед за победившим на президентских выборах 2000 г. В. Путиным на губернаторский этаж власти двинулись силовики. Генералы ФСБ стали главами в Воронежской, Смоленской областях, в Ингушетии, генерал МВД ненадолго возглавил Чечню и т. д. Одно время для выдвижения был важен высокий пост в «Единой России». Кстати, по сей день губернатор без корочки «ЕР» в кармане - редкость.
Менеджеры - неэффективные?
Кстати, после отмены выборов для оценки эффективности глав регионов в Центре сочинили аж две сотни (!) критериев. «Вскоре и без них стало понятно: многие назначенцы об обратной связи с народом не заботятся и эффективности не показывают, - говорит Константин Калачёв, руководитель Политической экспертной группы. - Падение доверия людей к таким начальникам стало сказываться на доверии к власти вообще». Неудивительно, что Кремль в 2012 г. вернул прямые выборы глав регионов, но до этого по старой схеме быстро сменил глав сразу в 14 из них, чтобы убрать непопулярных.
Путин им указ
В погоне за популярностью губернаторы в последнее время увлеклись настолько, что В. Путин потребовал сократить расходы «на пиар». Первым на недавнем съезде «Народного фронта» под горячую руку попал сахалинский глава А. Хорошавин. По мнению Михаила Виноградова из фонда «Петербургская политика», скромность теперь тоже можно считать критерием оценки главы региона.
Между тем формальные критерии резко сократили ещё в 2012-м - до 12. «Они отражают то, как главы регионов обеспечивают исполнение задач, поставленных президентом в «майских» указах», - говорит Константин Костин, глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).
Это ожидаемая продолжительность жизни и смертность, уровень денежных доходов граждан, данные по безработице, бюджетные показатели и т. д. И ещё, что крайне важно, это оценка работы губернатора жителями. Сам перечень, к слову, также оформлен указом В. Путина.
Тем временем в рейтингах эффективности губернаторов, составленных разными экспертными группами, в самом низу таблицы оказались главы сразу нескольких регионов из тех, где осенью состоятся выборы. В последние несколько недель Кремль принял ожидаемые, в общем, решения насчёт губернаторов-«двоечников». Речь об О. Богомолове, руководившем Курганской обл. с 1996 г., об А. Волкове, возглавлявшем Удмуртию с 1995 г., об И. Фёдорове, главе Ненецкого автономного округа, и орловском губернаторе А. Козлове. Здесь с прицелом на участие в грядущих выборах назначены новые временные главы. А вот в некоторых других регионах из «выборного списка», получив поддержку Центра, в статусе и. о. остались действующие губернаторы: Н. Белых (Кировская обл.), В. Гайзер (Республика Коми), А. Бердников (Республика Алтай). Причём, например, алтайский глава отнюдь не числился в «отличниках» рейтингов. И даже наоборот...
Оценка губернаторов или кандидатов на пост по-прежнему не ограничивается формальными критериями, напоминает политолог Евгений Минченко: «Регионы можно разделить на 3 типа. Первый - богатые и ресурсно обеспеченные. Здесь за пост бьются корпорации, а решающим фактором становится наличие «крыши» в столице. Если её нет, то даже губернатор с высоким рейтингом может однажды утром неожиданно «захотеть» написать заявление об отставке по собственному желанию». Пример - ушедший в отставку губернатор Челябинской обл. М. Юревич. «Второй - дотационные регионы.
Там конкуренция за пост главы низкая, желающих ищут днём с огнём. Главный секрет выживания - сильно не отсвечивать, не создавать негативные информационные поводы. Третий - национальные республики. Здесь главное - обеспечивать стабильность, а вот требования по экономической и финансовой эффективности ниже».
М. Виноградов, впрочем, обращает внимание как раз на экономические проблемы, которые гирями висят на шее уже многих регионов: «Будет ли поставлена задача выполнить президентские указы любой ценой? Некоторые регионы влезают в «плохие долги» - занимают не на проекты развития, а на повышение зарплат бюджетникам, выплату процентов по прошлым займам». Минфин недавно предложил поправить закон, чтобы отправлять губернаторов, загоняющих регион в долговую яму, в отставку. Это, конечно, можно будет признать ответом на вопрос «Кто виноват?». Но кто ответит на вопрос «Что делать?», если деньги нужны здесь и сейчас, а в региональных бюджетах - дыры?