Высокая конкуренция и рост интереса избирателей: эксперты о выборах 6-8 сентября
Прошедшие с 6 по 8 сентября региональные выборы были конкурентными, а высокая явка свидетельствует о возросшем интересе избирателей, отметили политологи на круглом столе, организованном Фондом развития гражданского общества 10 сентября. В то же время, по словам экспертов, на выборах в следующем году политическим партиям придется предложить новые форматы ведения предвыборных кампаний.
Парламентская оппозиция растеряна, обратил внимание президент ФоРГО Константин Костин. «Она совершенно не понимает, как позиционировать себя и как цементировать свою электоральную базу, поскольку необходимо каким-то образом оппонировать «Единой России». Пожалуй, только «Новые люди», как прогрессистская партия горожан, нащупали свою идеологическую базу и повестку, и в этом смысле у них четко обозначился потенциальный ресурс, за который можно побороться на региональных выборах 2025 года и на федеральных выборах в Госдуму 2026 года. «Старые» партии никакой активности не проявляют. Эта электоральная группа осталась без политических представителей, с ней никто не контактирует и не взаимодействует, и в этом смысле «Новые люди» вполне могут предложить себя избирателям старых либеральных партий в качестве альтернативы и нового политического представителя».
Явка в среднем по стране составила 47,1% – это 27 миллионов избирателей, сообщил заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Сергей Перминов. Из них за «Единую Россию» в целом по стране проголосовало 84,1% – более 23 миллионов избирателей. «Это победа наших кандидатов в первом туре и абсолютная легитимность результатов. На выборах губернаторов почти все кандидаты выдвигались от партии. В 13 законодательных собраниях в этом году средний процент избрания от «Единой России» составил 82,7%, в 2019 году этот показатель был на уровне 66,2%. Что касается выборов советов в административных центрах, они проходили в 21 субъекте. В 2019 году общая доля мандатов от «Единой России» составила 64,4%. В текущем году – 85,6%. Средний процент избрания по спискам по стране колеблется в диапазоне 58-59%».
В ыборы были высококонкурентными в целом по стране и в Москве в частности, отметил политолог Александр Асафов. «В голосовании на выборах депутатов Московской городской думы поучаствовало 3 миллиона 150 тысяч московских избирателей. Явка составила 40,37% – это практически вдвое больше, чем на выборах 2019 года, тогда она была на уровне 21,77%. Это показывает возросший интерес, который обусловлен ростом доверия, удобством голосования, многодневностью выборов, и, конечно, дистанционным электронным голосованием, которое стало традиционным для московского избирателя. Такая высокая явка на выборах в городской парламент сопоставима с явкой на крупных федеральных избирательных кампаниях. Мы видим в итоговых результатах преимущество партийных кандидатов перед самовыдвиженцами, поскольку партийный бренд, очевидно, работал на кандидата как электоральный маркер. Фактор узнаваемости для действующих депутатов и для новичков, которые известны московскому избирателю по своей профессиональной деятельности, тоже, безусловно, повлиял на их успех. Свою роль сыграл и фактор СВО – активная поддержка избирателями всех обстоятельств и процессов, связанных со специальной военной операцией, поддержка бойцов в зоне СВО, оказание помощи их семьям, участие в гуманитарных волонтерских проектах. Надо отметить, что вообще волонтерство в Москве достаточно высоко распространено. Каждый четвертый москвич так или иначе участвует в такой волонтерской деятельности. Это тоже значимый фактор при выборе кандидата. Конечно, повлиял и фактор проведения уличных мероприятий».
На выборах 2025 года партиям придется предложить новые форматы ведения кампании, считает руководитель Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. «Невозможно победить или получить хороший результат, если вы отвергаете саму возможность участия в дистанционном электронном голосовании, и своему электорату не даете возможности проявить себя таким образом. Он просто уходит. Не приходит на избирательный участок, потому что в противоположной стороне слышит, что ДЭГ – это удобно, перспективно и так далее. Вы должны предлагать какие-то иные, более интересные ходы, более творческие. Просто перебивать не получится».
Оппозиция в Москве предприняла шаги по ограничению яркости своих кандидатов. По словам политолога Глеба Кузнецова, это «принудительное сокращение политического предложения». «В Москве от «Новых людей» победил представитель клана Даванковых, от КПРФ – представитель клана Зюгановых. Фактически действует логика: мандат – это актив, а активы должны распространяться среди своих. Это «бизнесовая» коммерческая логика. Но надо понимать, что рано или поздно, причем скорее рано, чем поздно, эта логика неизбежно перестанет работать, и мандатов даже на своих перестанет хватать. Администрации регионов готовы брать на себя ответственность за разнообразие присутствия всего спектра федеральных политических партий в региональной политике. Практика сделок власти и оппозиции – это легитимная мировая практика, которая позволяет много чего добиться, но никакие администрации не должны и не будут вести яркие кампании за оппозиционные партии. Они не должны и не будут придумывать идеологию оппозиционным партиям, создавать для них возможности для ярких ходов. Если креатива оппозиции хватает только на то, чтобы трудоустроить родственников, то это не вина власти и не проблема ДЭГ».