СМИ о фонде

  |  29 июня, 2012   |   Читать на сайте издания

Некоммерческим прописали организацию

В новом законе об НКО от "Единой России" наконец-то появится понятие "иностранный агент"

Как стало известно "Ъ", уже сегодня группа единороссов может внести в Госдуму законопроект, ужесточающий деятельность некоммерческих организаций (НКО), получающих финансирование из-за рубежа и работающих в сфере политики. Такие НКО получат название "организации, функционирующие как иностранные агенты", их деятельность можно будет приостановить, а руководство подвергнуть крупному штрафу и уголовному наказанию. В Кремле поддерживают инициативу, ссылаясь на международную практику. Представители НКО, подпадающих под действие проекта, считают, что государство боится экспорта оранжистских настроений из-за рубежа.

По сведениям "Ъ", группа депутатов-единороссов подготовила и внесет законопроект (есть в распоряжении "Ъ"), устанавливающий новые правила деятельности НКО, которые работают в сфере политики и получают финансирование из-за рубежа. Политической деятельностью таких НКО вне зависимости от их уставных целей будет считаться участие в проведении политических акций, которые должны воздействовать на решения и политику государства, а также в формировании соответствующего "общественного мнения".

Согласно концепции законопроекта Минюстом будет открыт специальный реестр организаций, "функционирующих как иностранные агенты" (по признанию авторов, терминология взята из аналогичных законов, действующих в других странах, в частности в США). В течение 90 дней с момента вступления в силу закона занятые в политике организации, которые получают средства из-за рубежа — пожертвования физических граждан, гранты международных организаций,— должны добровольно встать на учет в этот реестр. После этого для них наступает особый режим деятельности. В частности, они обязаны маркировать свою литературу, доклады и другие публичные продукты в соответствии с новым статусом ("НКО, функционирующие как иностранные агенты").

За невыполнение этого требования предусмотрены штрафы (от 500 тыс. до 1 млн руб.). Финансовая отчетность должна представляться ими дважды в год, обязательны ежегодная налоговая проверка, внешний аудит. Нарушителей отчетности ждет штраф в размере 200-300 тыс. руб. для должностных лиц, а злостных нарушителей — лишение свободы на срок до трех лет, саму НКО — приостановление деятельности. Если НКО не встает на учет добровольно, Минюст вправе провести собственную проверку или выявлять нарушителей с помощью Генпрокуратуры.

Поскольку принятие законопроекта предполагает также внесение поправок в Уголовный кодекс, проект разослан в Минюст, правительство и Верховный суд. Заключения на запрос авторы ждут уже сегодня.

Один из авторов инициативы — депутат Госдумы Александр Сидякин ("Единая Россия") заверил, что схожие нормы для иностранных агентов действуют в США. А в среду на сессии ПАСЕ, по словам депутата, было обозначено, что правозащитные организации делятся на те, которые занимаются политической деятельностью и не занимаются. "Закон направлен на защиту граждан, на соблюдение их прав. Чтобы люди могли понимать, когда кто-то призывает повлиять на политическую ситуацию в стране, кто конкретно это делает — наше гражданское общество или иностранные агенты",— заявил "Ъ" господин Сидякин, получивший известность как инициатор ужесточения законодательства о митингах. "Если речь идет о деятельности НКО, которая выполняет роль иностранного агента и занимается политической деятельностью, совершенно логично, чтобы был должный общественный контроль",— заявила "Ъ" глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая ("Единая Россия").

В Кремле законопроект приветствуют. Источник в администрации президента сообщил "Ъ", что такой проект необходим, поскольку "есть принципы открытости: люди должны знать, кто платит", к тому же это тот случай, когда подобное законодательство давно функционирует в других странах, а российское законодательство не предусматривает личной ответственности за нарушение правил работы НКО.

Как пояснил "Ъ" глава недавно созданного Фонда развития гражданского общества, бывший глава управления внутренней политики президента Константин Костин, речь идет об американском законодательстве. По его словам, в США действует закон об иностранных агентах (Foreign Agents Registration Act; FARA), который регулирует не только политическую деятельность общественных организаций, но и лоббистскую деятельность бизнес-корпораций. Он считает, что законопроект "не коснется существенной части НКО, в том числе занимающихся политикой, в новом реестре Минюста их будет даже меньше тысячи".

Представители НКО, которые потенциально могли бы оказаться в новом реестре Минюста, считают, что Кремль просто не заинтересован в тех организациях, деятельность которых не направлена на поддержку президента и правительства. Заместитель исполнительного директора организации "Голос" Григорий Мельконьянц полагает, что в определенных кругах в НКО "видят чуть ли не угрозу государственного переворота, который якобы финансируют из-за рубежа". "Голос" будет искать дополнительные возможности для поступления финансовой помощи: в ближайшее время собирается открыть программу сбора пожертвований через интернет. Господин Мельконьянц напомнил, что "Голос" неоднократно обращался за президентскими грантами, однако ни разу не получил их.

"Оттого что они придумывают эти идиотские законы, они только ставят себя в смешное положение",— считает глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Правозащитница отмечает, что закон повлияет на численность НКО. "Финансирование в России правозащитники найти не смогут до тех пор, пока не появится независимый бизнес, который не будет бояться власти",— отмечает она.

Глава юридической службы некоммерческого партнерства "Юристы за гражданское общество" Ольга Свириденкова полагает, что тема "связана с предвыборной активностью, которая в Москве проявилась в митингах протеста". По ее словам, критерии понятия "политическая деятельность" размыты, а американский закон, который предписывает маркировку "иностранный агент" для информационной продукции, был принят в 1935 году с целью противодействия нацистской пропаганде, проникавшей в страну из гитлеровской Германии.