События и комментарии экспертов фонда

  |  23 ноября, 2012   |   Читать на сайте издания

Предпродажная подготовка

В субботу состоится второе заседание Координационного совета оппозиции, на котором в теории должен быть выработан регламент, а на практике может быть окончательно оформлен раскол на умеренных и непримиримых. С расколом, как утверждают некоторые участники КС, связаны имена экс-главы Минфина Алексея Кудрина и миллиардера Михаила Прохорова.

Если бы накануне второго заседания Координационного совета оппозиции, которое состоится в субботу, участники протестного движения не вступили бы в непримиримый конфликт, это было бы даже удивительно.

Но раскол, наметившийся еще во время первой встречи КС (газета ВЗГЛЯД рассказывала о ее итогах), не заставил себя ждать.

Внешне пока все выглядит как выбор даты для проведения очередной акции протеста (спор идет о 8 и 9 декабря, о чем ниже), однако на деле все гораздо интересней.

Собчак против Пионтковского

Застрельщицей широкой публичной дискуссии выступила известная телеведущая Ксения Собчак, чью репутацию испортить уже невозможно. Именно она в своем блоге предложила посвятить следующую акцию протеста, названную «Юрьев день» (26 ноября было днем, когда крепостные в Московской Руси могли свободно менять хозяина, оставим трактовку коннотаций историкам, специализирующимся на истории крепостного права), выработке предложений по судебной реформе.

Ответил Собчак (в том числе и от имени Сергея Удальцова) член Координационного совета, публицист Андрей Пионтковский, обвинивший часть КС, которая готова подписаться под тезисами о суде, в соглашательстве с властью.

«И что же теперь предлагает нам группа граждан (фракция в КС, куда входит Ксения Собчак – ВЗГЛЯД)? Пойти на попятную. Демонстративно отказаться от нашей моральной и политической позиции непризнания нелегитимной власти и стараться влиять на эту власть своим конструктивным лепетом об УИКах в 2018 году и мировых судьях. Если мы на это согласимся, у власти будут все основания презирать нас и делать с нами все что угодно. Ей не нужны навязчивые прогрессисты-консультанты», – гневно написал Пионтковский на сайте радиостанции «Эхо Москвы».

Ответ Собчак не заставил себя ждать. На том же «Эхе» почти сразу же она пояснила свою точку зрения: «Мы намеренно ушли от бесконечных завываний «Путина на нары», потому как исходим из реального положения дел – а в реальном мире, как бы это ни звучало шокирующе для коллеги Пионтковского, большинство согласилось с итогами выборов, несмотря на фальсификации, а власть жаждет вернуть всех нас обратно – в состояние жалкой кучки маргиналов, в которой Удальцов будет беспрестанно прыгать по фонтанам, а несколько десятков людей с искривленными злобой лицами будут «выть громким истерическим надрывным голосом по поводу жирных червей».

В этом эмоциональном выступлении обращает на себя внимание в первую очередь нескрываемая ирония, с которой Собчак пишет о Сергее Удальцове: подобных публичных высказываний об одном из символов протестного движения слышать еще не приходилось.

«Вы стремитесь оседлать протестное движение и увести его в уютное кудринско-прохоровско-чубайсовское стойло, сделать его управляемой подтанцовкой для одной из кремлевских группировок в её схватке за финансовые потоки внутри системы власти», – по словам Пионтковского, маневр раскола на умеренную и радикальную части КС состоит именно в интеграции части Координационного совета в системную оппозицию.

И уже в ответ на это выступление Пионтковского журналист Сергей Пархоменко опубликовалзаявление, в котором призвал «объявить мораторий на публичное обсуждение личностей членов КС». Судя по подписантам, умеренная часть Координационного совета не столь велика, как можно было ожидать.

Кроме того, Пархоменко предложил «подготовить и на одном из ближайших заседаний обсудить программные документы КС, его задачи и направления его работы», не объяснив, почему эти простые шаги не были предприняты еще на первом заседании Координационного совета.

Те же и Кудрин

Источник газеты ВЗГЛЯД в самом Координационном совете объяснил, что конфликт – явление вполне естественное, скорее всего, Собчак, которую поддерживают все популярные «медийные» персонажи КС, победит.

«Старая гвардия»: Борис Немцов, Гарри Каспаров, тот же Удальцов, который ходит под расстрелом почти что, – они все за максимальную уличную активность, они под это деньги получают. В принципе, они готовы кем-то пожертвовать – тем же Сергеем, пусть посидит. Но Собчак и разная молодежь вроде Максима Каца, а также вся телевизионная, журналистская тусовка (Сергей Пархоменко), которая куда популярней любых Немцовых, выступает за диалог с властью. Арест Развозжаева многих отрезвил – гнить в тюрьме за вашу и нашу свободу дураков мало», – рассказал собеседник.

По его мнению, умеренность, за которую ратуют Собчак и команда, – это недвусмысленное предложение прежде всего к Михаилу Прохорову и Алексею Кудрину, которые под удальцовским радикализмом «никогда бы не подписались».

«Кудрин до сих пор – часть власти, Путин не отдалил его, он может выступать посредником. Его прекрасно знают все элиты. Прохоров и его «Гражданская платформа» – это деньги, сеть и легитимная площадка. А КС – это «звезды», которые могут ездить по митингам и «зажигать». Немцов и Удальцов тут совершенно не в кассу, вот и пусть бросаются на ОМОН самостоятельно», – пояснил источник.

Единственной загадкой пока является позиция пока еще неформального лидера КС Алексея Навального. Как пояснил газете ВЗГЛЯД собеседник, «он занимается ЖКХ, вряд ли в этом конфликте открыто выступит на чьей-то стороне: промолчит таинственно, чтобы потом примкнуть к победителям».

Борьба за стратегию

Политический аналитик, эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян в интервью газете ВЗГЛЯД предположил, что позиция Собчак и Пархоменко в этом конфликте более выгодна, хотя и небезупречна.

«Формат акции, предлагаемый Собчак и Пархоменко, а именно вот эта некая подача петиции президенту Путину, сам по себе уже говорит о том, что они нацелены на некий диалог с Кремлем», – убежден эксперт. Однако Апетьян не уверен, что власти, в свою очередь, хотят вести диалог с Ксенией Собчак и Пархоменко, просто потому что Ксения Собчак и Пархоменко, в общем-то, практически никого не представляют, хотя бы исходя из крайне низкой численности принявших участие в выборах в Координационный совет оппозиции.

В то же время он подчеркнул, что при желании Ксения Собчак могла бы вступить в недавно созданную партию Михаила Прохорова. «Не исключаю, что все примерно этим и закончится», – заявил Апетьян.

Вместе с тем, по мнению Апетьяна, в данном случае не совсем понятно, чего Ксения Собчак в результате диалога с властью хочет добиться. «Если бы они хотели принять участие в выборах, то должны были бы регистрировать свою политическую партию. Партию они регистрировать не хотят. И я не совсем понимаю цели их внепартийной деятельности», – заявил блогер.

«Конфликт понятен и очевиден, но у обеих сторон, на мой взгляд, отсутствует какое-либо стратегическое видение перспектив дальнейших действий. Все это достаточно ситуативная возня и передел влияния в оппозиции, не более того», – убежден эксперт.

Апетьян также полагает, что в будущем новые лица в рядах оппозиции будут появляться только в рамках партийной политики. Он уверен, что там появятся и новые лица, и новые проекты, и некая новая политическая повестка, в том числе оппозиционная. «Большого оживления в политической жизни не стоит ожидать раньше выборов в Московскую городскую думу», – полагает он.

По мнению политолога Олега Игнатова, у КС есть шанс стать частью партийной политики, но несистемное поле совершенно не годится ни для умеренной части протестного движения, ни для радикальной.

«Люди, которые ставили перед собой глобальные политические задачи, создавая КСО, сейчас понимают, что не имеют никаких инструментов их решения, у них нет системных ходов, потому что их нет в системе, у них нет значимой поддержки граждан, даже со стороны «креативного класса». Поэтому все эти метания между радикализмом и лоялизмом естественны. Они понимают, что между их первоначальными целями и имеющимися средствами лежит пропасть», – заявил Игнатов газете ВЗГЛЯД.

Он полагает, что единственным выходом для КС является поиск ходов в рамках системы: участие в выборах, создание партий и т. д. «Несистемных ходов просто больше не осталось», – убежден политолог.

Для лидеров оппозиционного движения, по мнению Игнатова, работа с Кудриным и Прохоровым – это «путь от виртуальных структур в реальную политику, к партиям, которые ставят себе задачи участвовать в выборах». В свою очередь, для Прохорова важна поддержка среди городских протестных групп, полагает собеседник. «В КСО много трендсеттеров и медиаперсон, к которым эти группы прислушиваются. Но проблема в том, что Прохоров еще сам плохо понимает, что будет представлять собой электорат его партии», – считает эксперт.

К перспективам Координационного совета оппозиции Игнатов отнесся скептически. «КС – орган нишевой мобилизации оппозиции. Либо он станет нишевой партией, из которой будут отсеяны радикалы, либо развалится, либо мы увидим скоро много новых координационных советов, которые будут конкурировать друг с другом», – предположил политолог.

Не обошлись без Абрамовича

Между тем в пятницу выступил уже и сам Сергей Удальцов, который в комментарии «Интерфаксу» отметил, что заявка на акцию оппозиции будет подана в понедельник, после заседания КС. «У нас завтра заседание. Мы определим, когда состоится акция – 8 или 9 декабря», – заявил лидер «Левого фронта».

Удальцов ранее предлагал провести марш 8 декабря. Комментируя информацию о том, что в мэрию Москвы уже поданы некоторые заявки на эту дату, Удальцов заявил: «Это какая-то частная инициатива. Пусть делают что хотят. Никакого отношения к общепротестному движению это не имеет».

Заявка на 8 декабря действительно подана. В пятницу утром двое граждан подали в мэрию Москвы уведомление о проведении шествия и митинга с количеством участников в 25 тысяч человек по Бульварному кольцу в центре Москвы, что полностью совпадает с маршрутом и местом проведения так называемого «Марша миллионов», прошедшего 15 сентября.

Согласно уведомлению, копия которого поступила в «Интерфакс», оно было подано гражданами Александром Абрамовичем и Петром Волковым. В нем говорится, что организаторы не допускают участия в акции активистов с националистической и монархической символикой. «Маршруты по Крымской, Фрунзенской набережным и набережной Шевченко и митинги у ЦДХ и в Лужниках являются для организатора заведомо неприемлемыми», – говорят в уведомлении заявители.

Александр Абрамович, как пишет «Интерфакс», является председателем движения «Новые левые». С его именем, в частности, связаны альтернативные заявки на проведение акции 15 сентября на Болотной площади и проспекте Сахарова. Если раскол в КС оформится окончательно, «Новые левые» не исключают, что Сергей Удальцов сможет принять участие в их мероприятии. Об этом газете«Коммерсант» заявила Ольга Сонина, бывшая заявителем митинга 15 сентября.