СМИ о фонде

  |  12 сентября, 2022   |   Читать на сайте издания

Высокая явка и несостоятельность оппозиции: политологи об итогах ЕДГ

По итогам Единого дня голосования избирательная система продемонстрировала зрелость и способность адаптироваться к ситуации, считают политологи. Фонд развития гражданского общества 12 сентября провел круглый стол «Единый день голосования — 2022: итоги и тенденции», участники которого обсудили итоги выборов, состоявшихся с 9 по 11 сентября.
 
Явка является одним из главных показателей высокого качества выборов, отметил председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин. Главный фактор выборов — электоральная консолидация. Все действующие главы регионов победили в первом туре. «Единая Россия показала один из лучших результатов в истории. Это говорит о поддержке политики президента. КПРФ и ЛДПР выступили чуть хуже, чем в предыдущие электоральные циклы, что странно, учитывая, что возможности для левой риторики были очень неплохие. Партии проседают во всех регионах. На левом фланге дефицит электораль предложения. В обеспечении высокой явки в Москве сыграла роль пригласительная кампания и ДЭГ», — отметил эксперт. По его словам, можно прогнозировать, что на выборах мэра и Мосгордумы можно явка будет еще выше.
 
Избирательная система продемонстрировала зрелость и способность адаптироваться к ситуации, отметил, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. «Решение о проведении выборов не только получило философское и идеологическое обоснование: выборы надо проводить для обеспечения конституционного права избирателей. Избирательная система продемонстрировала зрелость и способность адаптироваться к ситуации. ЕДГ показал, что граждане воспринимают ситуацию в стране спокойно. Показательны результаты губернаторов и „Единой России“ — это очень важно для поддержания в стране социального оптимизма. Кроме того, „Единая Россия“ с начала избирательной кампании заняла нишу поддержки специальной военной операции, и доминирование партии в повестке было обеспечено именно этим. Также партия решала задачи в каждом избирательном округе. Благодаря этому она показала, что может эффективно может совмещать федеральную и социальную повестку. Слабее прогнозов выступили СРЗП и КПРФ. Для ЛДПР кампания была сложной по причине утраты лидера, но партия в этой ситуации показала неплохой результат. Попытки дискредитации выборов тоже оказались провальными, критики в адрес избирательной системы было значительно меньше, чем раньше», — подчеркнул политолог. 
 
Результаты выборов можно воспринимать как поддержку политики президента. По словам, директора по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктора Потуремского, специфика года связана с влиянием специальной военной операции на повестку. Также эксперт привел в пример области, где можно выделить ряд особенностей. Так, предыдущий губернатор Владимирской области — представитель ЛДПР Владимир Сипягин — «был не самым эффективным губернатором», и Александру Авдееву «пришлось доказывать свою состоятельность и вести работу по реанимации доверия к институту власти». «Кампания Авдеева попала в запрос избирателей — тезис о реиндустриализации», — отметил Потуремский. Также он привел в пример Рязанскую область, где, несмотря на ситуацию с пожарами, губернатор Павел Малков получил высокий уровень поддержки. В Ярославской области и Республике Карелия главы регионов заранее посвятили много времени созданию элитного консенсуса, а Калининград, в особой степени пострадавший от санкций, поддержал действующего губернатора Александра Алиханова. 
 
Самовыдвиженцы и партия «Яблоко» сильно потеряли позиции. На это обратил внимание политолог Александр Асафов. Причиной такого результата стала критика специальной военной операции. Результат КПРФ и СРЗП, по его словам, оказался лучше по итогам дистанционного электронного голосования, чем по итогам личного присутствия избирателей на участках. ЛДПР, несмотря на смерть лидера, улучшила результат — «партия смогла быстро пересобраться с новым лидером, кроме того, они использовали призыв на участвовать в ДЭГ. «Для системных партий — как партии власти, так и оппозиции — приходит новая эпоха паттернов электорального поведения москвичей (приоритет — в ДЭГе)», — отметил эксперт. 
 
Институт наблюдения активно развивается. Об этом сообщил член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, председатель ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Александр Брод. По его словам, было заявлено более 51 тыс. общественных наблюдателей, а от партий — более 60 тыс. наблюдателей, что значительно превышает предыдущие показатели. Также эксперт указал на новшество — увеличение с 2 до 3 числа возможных наблюдателей на участках. От 1 тыс. средств массовой информации присутствовали 2 тыс. представителей. Видеофиксацией были охвачены почти все участки, а количество нарушений было минимальным, как и число недействительных бюллетеней, добавил эксперт.