Почему победила «Единая Россия», а «КПРФ» опять «не смогла»
В Фонде развития гражданского общества эксперты обсудили итоги прошедшей кампании по выборам в Государственную думу во время круглого стола «Единый день голосования – 2021: итоги и тенденции», который проводился на площадке ФоРГО.
Председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин отметил, что победителем этой кампании становится «Единая Россия». Партия набирает практически 50% голосов по спискам и выигрывает в большинстве одномандатных округов, что позволяет сформировать ей в Госдуме конституционное большинство. По словам Костина, в основе этого успеха лежат поддержка президента и высокая вовлеченность в работу партии в ходе этой кампании.
«Какие причины этого успеха? Во-первых, поддержка президента и его высокая вовлеченность в работу партии. Во-вторых, конструкция избирательного списка, в который вошли политики тяжеловесы и люди, которые пользуются большим доверием граждан. Третья причина – масштабная кампания по привлечению сторонников в условиях волатильности рейтингов, когда партия приняла решение не бороться за ситуативный электорат, а сделать все для того, чтобы те, кто поддерживает партию, пришли и проголосовали», – отметил Константин Костин.
Он также подчеркнул, что на успех «Единой России» повлияла народная программа. Другая партия, которая ответила на запрос на обновление – «Новые люди», и именно этим, по его словам, объясняется ее прохождение в Госдуму.
По мнению директора по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктора Потуремского, на результат «Единой России» повлияли мобилизационные усилия партии и эффективная работа в кампании, в том числе работа на дистанционное голосование (ДЭГ). «Партия сделала на это ставку, эффективно использовала это как возможность и получила тот результат, который в своем прогнозе давал ИНСОМАР. КПРФ точно потеряла часть своих избирателей попытками атаковать ДЭГ – они голоса на этом просто не добрали», – указал эксперт.
Итоги ДЭГ в Москве подводились до первой половины понедельника 20 сентября. За это время почти полностью посчитали голоса, поданные на избирательных участках – выходило, что в 9 из 15 столичных округов лидировали оппозиционеры. После суммирования этих данных с результатами ДЭГ оказалось, что во всех округах побеждают кандидаты, о поддержке которых перед выборами публично объявил мэр Москвы Сергей Собянин.
Константин Костин считает, что оппозиционные избиратели должны быть благодарными за такие результаты: «Я очень рассчитывал, что ЕР использует ДЭГ более эффективно как инструмент для мобилизации. Я в своем прогнозе говорил, что электронное голосование за партию может достичь 60%, а в итоге, к сожалению – только 44%».
Обозреватель радио «Говорит Москва» Александр Асафов рассказал, как розыгрыш призов среди участников ДЭГ пошел на пользу КПРФ: «Разработчики регистрировали такое электоральное поведение: человек, не получивший приза, меняет выбор. И делает он это не в надежде попасть в новые розыгрыши (он знает, что ему ничего не дадут), а действует назло. Моя гипотеза – что если бы возможности переголосования не было, то у КПРФ результат был бы еще ниже».
Именно опцию переголосования политологи сочли источником всех бед московского ДЭГ: по их мнению, именно переголосование (а отнюдь не чья-либо попытка искусственно скорректировать результат), осложнило и затянуло подсчет. Напомним, что возможность переголосования вводилось на московской платформе ДЭГ, чтобы исключить любые манипуляции с голосом избирателя. Теперь Александр Асафов призвал сократить возможность переголосования, а его коллеги предложили отменить эту опцию полностью: «В шахматах вы же не можете сделать ход заново!» – нашел аналогию эксперт Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
Эксперты проанализировали результаты других партий. ЛДПР выступили хуже, чем можно было ожидать, выразил мнение эксперт. «Новым людям» удалось послать сигнал своим сторонникам, что это та партия, которая может представлять их интересы, подчеркнул Виктор Потуремский.
Алексей Чеснаков считает, что нынешняя избирательная кампания станет последней для партии «Яблоко» в том виде, в котором она существует сейчас.
«Одно из главных разочарований для меня – партия «Яблоко. Мы увидели, что потеряно понимание того, как работать со своими электоральными группами, отдана инициатива. Архаичный язык демонстрировал лидер списка Николай Рыбаков. Я думаю, что это – большая ошибка. Мне кажется, что это последняя избирательная кампания партии «Яблоко» в том виде, в котором она существовала», – заявил Чеснаков.
Он подчеркнул, что если партия каким-то образом и примет участие в выборах 2026 года, то это будет настоящим чудом, сравнимым с «возвращением мумии».
Виктор Потуремский представил данные: они включали прогноз результатов, который давал за 10 дней ИНОСМАР, exit polls и итоговые результаты. Эксперт отметил, что 36,7% людей, которые проголосовали на участках, не ответили интервьюеру, какой выбор они сделали.
Так, прогнозировалось, что ЕР получит 45,1%, при этом exit polls показали, что за партию проголосовали 45,2%. В итоговом результате она получила 49,8%.
«Это точно усилия партии по мобилизации, в том числе работа с ДЭГ. Партия сделала на эту ставку и эффективно использовала как возможность», – сказал он.
В свою очередь КПРФ получила 18,6% (по прогнозам), exit polls показали, что за партию проголосовали 21%. В итоговом результате она получила 18,9%. По словам эксперта, ЛДПР выступила намного хуже, и потеря голосов партии заметна по многим субъектам РФ. Потуремский заметил, что партия сделала ставку на то, что бренд – это убедительный способ для голосования, однако это оказалось не так.
По мнению эксперта, «Новым людям» удалось на последнем этапе кампании послать сигнал своим сторонникам, что они настоящая партия и могут представлять интересы избирателей.
«Прагматизм и рациональность избирателей в связи с коронавирусом была гораздо выше, и люди хотели голосовать за того, кто еще и принесет им пользу и у кого есть ресурс», – указал эксперт.
Руководитель Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков подчеркнул, что организаторам политического процесса удалось создать настоящий новый тренд.
«Эта кампания была очень хорошей, с точки зрения появления пятой партии в Госдуме. 18 лет у нас была четырехпартийная дума, но теперь процесс обновления, который был запущен, за счет того, что появились новые лица во всех новых партиях, получил четкое воплощение в пятой партии. Теперь все расклады надо выстраивать исходя из этого», – указал эксперт.
Он добавил, что «Единая Россия» приняла очень удачное решение, выдвинув в числе лидеров списка: Шойгу, Лаврова, Шмелеву, Проценко и Кузнецову.
«Та критика, которая звучала в адрес этого решения, была бессмысленной и бессодержательной. Мы понимаем, что «Единая Россия» – это не просто партия, а серьезное политическое и социальное явление», – заметил Чеснаков.
По его словам, власти также удалось грамотно справиться с антисистемной оппозицией.
«Я думаю, что этот пример войдет в историю. Многим казалось, что можно было бы допускать тех или иных представителей, которые зафиксировали себя в разного рода оппозиционных движениях, но власть проявила последовательность. Все те, кто так или иначе был связан с антисистемщиками и радикалами не попали в кандидаты. Это серьезный задел на будущее. Власть показала, что она готова идти до конца, и если вы хотите работать в политике, то выстраивайте стратегии исходя из продуктивного сотрудничества», – сказал он.
Между тем политолог подчеркнул, что среди политиков действительно существует высокий градус популизма.
«Часть «старых» игроков в каком-то смысле дышат на ладан. Показатель ЛДПР печален: прогноз – 12%, а результат 7,5%. Высокие показатели КПРФ достигнуты не благодаря действиям Зюганова. По состоянию здоровья лидер КПРФ давно не готов бороться в дебатах. Мы понимаем, что это важно с учетом кризиса современной партии и перехода внимания аудитории к персоналиям. Для КПРФ это будет серьезным лидером», – подчеркнул эксперт.
По мнению Чеснакова, президентские выборы в 2024 году и парламентские выборы в 2026 году мы будем проходить в новой информационной политической реальности. В этой связи электронное голосование будет широко распространено.
Сибирский филиал ФоРГО