СМИ о мероприятиях

  |  13 сентября, 2021   |   Читать на сайте издания

Плата за пандемию и осень патриархов: расклад сил перед выборами в ГД

Снижение электоральной поддержки «Единой России» по сравнению с прошлыми выборами обусловлено непопулярными реформами и последствиями пандемией коронавируса. При этом избирательная кампания КПРФ и ЛДПР показала, что эти партии постепенно уходят в прошлое. Такое мнение высказал председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин, анализируя шансы партий на предстоящих выборах в ГД.

В ходе дискуссии директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский представил результаты соцопроса, посвященного предстоящим выборам*. Согласно исследованию, за партию «Единая Россия» готовы отдать голоса 45,1% избирателей, за КПРФ – 18,6%, за ЛДПР – 12%. Партию «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» готовы поддержать 8,1% избирателей, партию «Новые люди» – 5,2%. Еще две политсилы – «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и «Яблоко», согласно прогнозу ИНСОМАР, наберут более 3% голосов, но не преодолеют пятипроцентный барьер. Прогноз явки избирателей составляет 50-52%.

Комментируя возможные результаты выборов, Костин констатировал, что поддержка «Единой России» (ЕР) в этот раз будет ниже, чем в 2016 году.

«Очевидно, что партия заплатит снижением уровня поддержки за важные, но непопулярные реформы, которые были проведены в течение прошедших пяти лет, а также за негативные последствия пандемии. Понятно, что пандемия – это форс-мажор, но люди так устроены, что власть и партия власти несут ответственность за все, что происходит, в том числе и за негатив», – пояснил эксперт на круглом столе «Выборы в Государственную Думу – 2021: ход избирательной кампании и прогноз результатов».

Политологи назвали причины снижения интереса крымчан к выборам >

Тем не менее, по его мнению, ЕР провела достаточно яркую и интересную кампанию, использовав точные обращения к большим целевым группам.

«Впервые в таком объеме и в таком масштабе партия работала на мобилизацию своих сторонников, поэтому политическая задача сохранения большинства или же переподтверждения права на конституционное большинство, возможно, будет решена», – полагает Костин.

Итог избирательной кампании для КПРФ и ЛДПР, по мнению политолога, можно охарактеризовать словосочетанием «осень патриархов», под которыми имеются в виду лидеры партий Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский.

«Вся повестка работала на коммунистов, они активно пытались стать главными выразителями протестных настроений и собрать большинство протестных голосов. Коммунисты изначально предполагали очень высокий результат – в диапазоне 25-27%, но максимум, что они получат, – 19%. То есть с задачей выйти на какой-то исторический максимум по уровню поддержки КПРФ не справляется», – считает председатель правления ФоРГО.

Результат ЛДПР, по словам Костина, является прогнозируемым и ожидаемым. Мечта лидера партии Владимира Жириновского повторить успех 1995 года и обогнать КПРФ останется нереализованной, уверен эксперт.

«Жириновский в ходе этой кампании выглядел заскучавшим. Он хорошо участвовал в дебатах, но не было прежней энергетики, ярких выражений, афоризмов, ярких слоганов. В этом смысле его партия провела инертную кампанию», – пояснил он.

Что касается нового партийного конгломерата «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» (СР – П – ЗП), он достиг своей политической цели, полагает Костин.

«Несколько лет назад рейтинги «Справедливой России» находились на таком уровне, что многие начали говорить о том, что у них не получится легко сохранить парламентский статус. Но благодаря объединению, появлению новых политиков в списке партия с запасом преодолевает пятипроцентный барьер, сохраняет парламентский статус и возможность для перезагрузки к следующему федеральному циклу», – отметил аналитик.

Партия «Новые люди» в свою очередь, по оценкам политолога, провела качественные дебаты, в которых ее представители работали не на свой имидж, а на узнаваемость и повышение привлекательности партийного бренда в целом.

««Новые люди» «топчутся» с «Яблоком» на одной электоральной поляне, емкость которой небольшая – порядка 8%. Здесь существует ситуация сообщающихся сосудов: то, что убывает у «Яблока», прибывает у «Новых людей». Какой итог мы увидим 19 сентября, зависит от того, как «Яблоко» и «Новые люди» поработают на последней неделе кампании», – подытожил Костин.

*Социологический опрос проведен сотрудниками компании ИНСОМАР 8 сентября. Методом телефонного интервью было опрошено 1200 человек, в выборку были включены все федеральные округа России. Максимально возможная статистическая погрешность не превышает 2,9%. Респондентам был задан вопрос: «Ели бы выборы депутатов Государственной Думы состоялись в ближайшее воскресенье, за какую партию Вы бы проголосовали?».