СМИ о мероприятиях

  |  13 сентября, 2021   |   Читать на сайте издания

Финишная прямая на выборах в ГД и виртуальный забег в ряде губернаторских кампаний

Предвыборная кампания 2021 года вышла на коду. И если меньше чем за неделю до начала голосования в раскладе будущей Государственной думы остается интрига, то как пишут некоторые издания, в ряде регионов, где пройдут выборы губернаторов как раз никакой интриги нет.

«Коммерсант» сообщает, что социологи и эксперты публикуют последние прогнозы результатов думских выборов: со вторника делать это будет нельзя по закону. Эксперты Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) считают, что ЕР по итогам кампании может рассчитывать на 42-46% голосов по спискам, а КПРФ – на 17-19%. Другой прогноз дают социологи КПРФ: по их мнению, разница рейтингов двух партий минимальна. Все эксперты согласны, что конституционное большинство ЕР будет зависеть от ее успехов в одномандатных округах, а также от того, пройдут ли в парламент малые партии. Такой шанс они видят у Партии пенсионеров и «Новых людей».

Фонд развития гражданского общества представил свой прогноз предстоящих думских выборов. По оценке ФоРГО, «Единая Россия» получит 42-46% голосов избирателей, КПРФ – 17-19%, ЛДПР – 11-13%, а «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) – 7-9%. Представители фонда отмечают, что шансы попасть в парламент имеют «Новые люди» и Партия пенсионеров – обе могут рассчитывать на 3,5-5%. При этом глава ФоРГО, координатор экспертного совета ЕР Константин Костин поясняет, что одновременно обе партии преодолеть пятипроцентный барьер не смогут. Шансы «Яблока» эксперты оценивают на уровне немногим более 3%.

В построении прогноза эксперты ФоРГО опирались на данные и прогнозы ВЦИОМа, ФОМ и ИНСОМАР, которые ранее представлял «Ъ». Сентябрьские замеры полстеров давали ЕР от 41,3% (ФОМ) до 45,1% (ИНСОМАР). В то же время коммунисты получали от 18,6% (ИНСОМАР) до 19,2% (ФОМ). ВЦИОМ на основе опроса, проведенного 6-8 сентября (инициативный всероссийский опрос 4 тыс. респондентов комбинированным методом телефонного и поквартирного опросов, статистическая погрешность не более 2,5%, формулировка вопроса: «Если бы выборы депутатов Госдумы проводились в ближайшее воскресенье, то за какую из этих партий вы бы, скорее всего, проголосовали?»), давал 42% «Единой России», 19% – КПРФ. Потенциальный результат ЛДПР полстеры оценивали от 11% (ВЦИОМ) до 14,9% (ФОМ), СРЗП получала от 7% (ФОМ) до 8,1% (ИНСОМАР), «Новые люди» – от 4,5% (ФОМ) до 5,2% (ИНСОМАР).

Константин Костин поясняет, что его эксперты корректировали прогнозы социологов с учетом электоральной истории и прогноза по явке.

«Мы с самого начала говорили, что явка будет около 50%, но вряд ли больше 52%. По этому параметру мы не меняли свой прогноз. Кроме того, мы считаем, что результаты ЕР будут выше за счет голосования в суперсубъектах, таких как Москва», – поясняет глава ФоРГО. Эксперт также считает, что в пользу «Единой России» сыграет дистанционное электронное голосование, на которое только в Москве к концу минувшей недели зарегистрировалось более 1,5 млн избирателей. По мнению господина Костина, этот способ волеизъявления позволяет власти эффективно мобилизовать лояльный электорат: «Оппозиционные партии, наоборот, призывают своих избирателей не доверять ДЭГ. Между онлайн- и офлайн-голосованием может быть большой разрыв. Не удивлюсь, если на электронном голосовании в Москве ЕР получит около 60%».

Конституционное большинство «Единой России», по мнению Константина Костина, будет зависеть от того, преодолеет ли какая-либо из малых партий пятипроцентный барьер, и от числа побед ЕР в одномандатных округах.

«ЕР ставила задачу победить в 185-190 округах. 180, я думаю, она возьмет точно», – прогнозирует политолог.

Свой предвыборный опрос опубликовал и Центр исследований политической культуры, который проводил свое исследование вместе с отделами ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний и информационных технологий. Инициативный телефонный опрос проводился с 6 по 9 сентября в 80 регионах страны; всего было опрошено 1500 респондентов, статистическая погрешность исследования не превышает 3,5%. Формулировка вопроса: «Если бы завтра прошли выборы в Государственную думу, то за список какой партии Вы бы проголосовали?»

ЕР получила поддержку 23% всех опрошенных, КПРФ – 20%, ЛДПР – 7%, СРЗП – 5%, «Новых людей» – 5%. Не определились с участием в голосовании 12% респондентов. Среди тех, кто на выборы точно пойдет, ЕР поддерживают 26%, КПРФ – 22%, ЛДПР – 7%, СРЗП – 5%, «Новых людей» – 6%. По мнению коммунистов, эти данные с учетом перераспределения голосов и прохождения в Госдуму «Новых людей» позволят ЕР рассчитывать на 89 из 225 мандатов по спискам, тогда как КПРФ получит 75, ЛДПР – 24, СРЗП – 17, а «Новые люди» – 20 мандатов. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов считает, что «Единая Россия» сможет добрать простое большинство в одномандатных округах, но на конституционное большинство рассчитывать не сможет, особенно если в Думу пройдут СРЗП и «Новые люди». Сама КПРФ рассчитывает на победу в 30 округах.

Аналитики фонда «Петербургская политика», основываясь на итогах опроса ВЦИОМа, считают, что в Думу могут пройти от четырех до шести партий. Если партий останется четыре, то ЕР получит 117 из 225 мандатов по списку, КПРФ – 55, ЛДПР – 31, СРЗП – 22 мандата. При пятипартийной модели в Госдуму проходят «Новые люди» – им достанется 14 кресел по списку, это несколько снизит долю четырех основных партий. В шестипартийной Думе может оказаться еще Партия пенсионеров, тогда ЕР по спискам получит 102 мандата, КПРФ – 48, ЛДПР – 28, эсеры – 19, «Новые люди» – 15, Партия пенсионеров – 13. В пользу многопартийных сценариев говорит фактор усталости избирателей от «старых» партий, против – высокая сопротивляемость административной системы и низкая узнаваемость малых партий, добавляют в фонде.

«Независимая газета» тем временем сообщает, что в единый день голосования этого года кроме избрания Госдумы, заксобраний и горсоветов проводятся и девять губернаторских кампаний. В трех участвуют нынешние руководители, а в шести назначение на регион по указу президента подтверждают врио. Данный механизм, введенный Кремлем, привел к тому, что теперь внимание к важной электоральной процедуре фактически нулевое. Поэтому на местах формально подошли к ее организации, превратив референдумные выборы просто в ритуал. Соперники действующим главам подбираются штучно, партии скованы муниципальным фильтром, борьба за поддержку электората повсеместно имитируется. И если федеральный Центр все-таки решит отменить такую обременительную традицию, то от этого, возможно, будут только плюсы. По крайней мере прекратится опасная для страны гонка губернаторов за высокими процентами.

Кроме как бы прямых выборов в девяти регионах в трех 19 сентября произойдет назначение руководителей субъектов РФ через голосование в парламентах по кандидатурам, которые предложил президент Владимир Путин. И вообще-то информации о том, что он уже представил списки из таких-то претендентов на пост главы Дагестана, Северной Осетии или Карачаево-Черкесской Республики, гораздо больше, чем о ходе вроде бы как настоящих электоральных битв.

Издание напоминает, что в 2021 году свой мандат подтверждают шесть врио – в Мордовии и Туве, Хабаровском крае, Белгородской, Пензенской и Ульяновской областях. Губернаторов, досидевших до конца очередного срока своих полномочий и теперь переизбирающихся, трое – в Чечне, Тверской и Тульской областях. При этом одна половина врио назначена президентом в их регионы, по сути дела, год назад – хабаровский Михаил Дегтярев вообще с июля 2020-го, а другая действует на своих местах с нынешней весны.

Именно такой механизм, полномасштабно запущенный Кремлем после ряда региональных поражений осени 2018 года, и привел к тому, что вместо выборов фактически осуществляется назначение глав субъектов РФ. Отсюда и почти полный отказ от местных политических тяжеловесов, и повсеместное направление варягов от федерального Центра. Очевидно, что вместе с указом о своей командировке в провинцию они получают и своего рода гарантии на избираемость. Или по крайней мере согласие Кремля на то, что результаты их выборов никто пристально рассматривать не станет. Однако уже за три года действия программы по десуверенизации регионов ситуация дошла до опасной черты: многие губернаторы, похоже, ведут негласное соревнование по получению максимально высокого результата. Уже есть прецеденты, когда избрание вовсе не в электоральных султанатах происходило на уровне 70-80%.

Это, кстати, окажется одной из серьезных проблем в ходе думских выборов, поскольку главы субъектов РФ традиционно стали первыми номерами многих территориальных групп «Единой России». Что им теперь делать: показывать, что их собственная поддержка за пару лет сократилась в полтора-два раза или с помощью разных художеств ее подтверждать? Между тем среди нынешних губернаторов – паровозов ЕР есть прямо-таки ударники электорального труда.

Например, врио главы Мордовии Артем Здунов, который и в Госдуму ведет список единороссов, и в республиканское Госсобрание. Тверской губернатор Игорь Руденя также решил, что такой труд он вполне вытянет. В этом оба следуют примеру главы Чечни Рамзана Кадырова, но для того роль лидера на всех выборах уже привычна.

Полная им противоположность – это губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Экс-адъютант Путина и список ЕР не возглавил, и вообще от этой партии не выдвинулся, как, впрочем, и первоначально пять лет назад. При этом кампания самовыдвиженца Дюмина проходит сугубо формально. У него есть главный официальный соперник от КПРФ, которого с обоих боков поджимают кандидаты от «Коммунистов России» и Партии пенсионеров. Короче говоря, шаг вправо, шаг влево – считается побег.

Зато для населения Дюмин попытался превратить выборы в праздник. Скажем, Тульская область одной из первых вошла в проект социальной газификации, инициированный Путиным. В отдаленных уголках региона стали накатывать песком и гравием лесные и полевые дороги, стартовала и программа по водоснабжению – обустройству колодцев. Однако именно здесь вся показушность кампании себя и проявила: деньги были выделены небольшие, фирмы-подрядчики сработали спустя рукава, но дата голосования наступила, а потому спрашивать с них уже не стали. Да и избирателей из этих деревень формально немного, так что проблем «рассерженные сельчане» Дюмину не создадут.

Впрочем, Дюмин оказался вовсе не одинок в стремлении выстроить удобную кампанию, так поступили и все остальные семь губернаторов – потому что для Кадырова все кампании давно являются комфортными. Например, у Михаила Дегтярева, который идет от ЛДПР, тоже нет конкурентов ни от ЕР, ни от КПРФ. Правда, «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) все-таки в Хабаровском крае своего человека выдвинула. От этой партии они есть почти везде, кроме Тульской области, где таковые и не выдвигались, и еще Ульяновской области и Мордовии, где их в итоге не оказалось. КПРФ, заметим, есть почти везде, но у нее нет ни одного реально статусного игрока. В общем, в этом году массовку создают представители малых партий и откровенных спойлеров.

Финишная прямая на выборах в ГД и виртуальный забег в ряде губернаторских кампаний