СМИ о фонде

  |  04 июля, 2012   |   Читать на сайте издания

Фонд Костина, The RAND Corporation и Карго-культ

С марта известно, что Константин Костин создает Фонд развития гражданского общества. Традиционно тема связывается с некими (такими или сякими) намерениями власти. Это, разумеется, богатая публицистическая тема, но интереснее намерения самого Фонда. Теперь их можно отчасти понять, Костин дал интервью "Эксперту".

Рамку вполне удачно задал сам "Эксперт" в предуведомлении: "Константин Костин ушел с должности главы управления внутренней политики президента вскоре после инаугурации Владимира Путина. До этого он был одним из чиновников, определявших курс этого управления, то есть одним из творцов существующей политической системы. Теперь Костин создает Фонд развития гражданского общества — исследовательскую организацию, которая будет изучать региональную политику, рынок политтехнологий и новые медиа. Масштабы, предполагаемый бюджет этой затеи таковы, что можно говорить о появлении игрока, способного переформатировать весь рынок политических исследований в России".

"Эксперт" тут даже чуть заузил поляну. Речь явно не только о рынке политических исследований, имеется в виду нечто более обширное. Соответственно, вопрос в том, что именно и с каким ощущением места Фонда в общественно-политической природе будет происходить. Конечно, весь замысел не охватишь, тут субъективная оценка. Собственно, и костин четкую рамку свой будущей компетенции не представил, там много боковых рассуждений. Хотя, конечно, как понять - что там побочное, а что будущий мэйнстрим? Поэтому - некоторое количество цитат (некоторые сокращены, но не искажены).

"- Есть много тематических ниш, которые наполнены большим количеством политологических комментариев, но совершенно не исследованы с точки зрения выяснения фактов, их сопоставления и тем более прогнозирования. Например, интересно посмотреть, что же все-таки у нас происходило с протестной активностью.
- Последние политические преобразования открывают огромное поле. Нужно посмотреть, что у нас будет с партийной системой вообще, кто имеет возможности хорошо выступать на выборах, в каких регионах. 
- Нас очень интересуют региональные выборы: как будет развиваться эта сфера, какие там появятся игроки, как изменятся методы политической борьбы и, конечно, как это будет влиять на политику в масштабах страны. 
- Роль новых медиа (у Костина это пример неисследованной темы - А.Л.). Они создают новые условия для политической деятельности.... Например, есть такое понятие, как вирусность информации... Тем не менее у нас пока нет ни одной мониторинговой службы, медиаметрической службы, которая бы это явление изучала. 
- ... Мы будем стараться максимально сократить дистанцию между практикой и наукой. Преодолеть этот разрыв, получать выводы максимально инструментальные. В лучшие свои годы ФЭП делал именно это. 
- Здесь возникает вопрос очень тонких мотиваций, как социальная энергия переходит или не переходит в политические предпочтения... И здесь очень важен вопрос самоидентификации 
- Любое большинство в современной политике состоит из большого количества меньшинств, которые так или иначе, по тем или иным основаниям присоединяются к чему-то. Поэтому все хотят двинуться туда, понять мотивации".

Извлечение рамки и карго-культ

Итак, они хотят исследовать. Три вопроса, которые могли бы уточнить параметры поиска.
- Для чего хотят исследовать? Судя по интервью, для того, чтобы все было стабильно, эволюционно и последовательно. Иными словами, чтобы обнаруживать и ликвидировать риски для всей этой вертикали. 
- Исходя из какой картины мира и своего места в нем они это будут делать? Очевидно, это властная точка зрения – ничего иного не видно, поскольку по умолчанию предполагается, что ее и быть не может. Ну, если этот институт в таком государственном положении, да и при Костине, то как иначе? Разнообразие точек зрения тут под присмотром по определению. 
- Что именно они хотят исследовать и померить? Вряд ли там будут исследовать отношения групп населения к инициативам исполнительной власти. Представить только анализ мнений граждан по поводу бюджетного послания Президента или по российской политике вокруг Сирии. Тем более, что толка в этом все равно не будет - судя по словам Костина они хотят вообще выяснить, как именно устроены какие меньшинства по части их позиций. Пока этого понимания нет, что-либо измерить содержательно сложно. Вообще, любопытно - а как-то можно будет эти меньшинства определить, когда политического представительства у них нет? Что ли, не та система сложилась, которую можно было бы анализировать. В принципе. 

И вот тут ссылка на Рэнд: "Мне очень нравятся организационные принципы RAND Corporation". Это упоминание выглядит аж неким всплеском карго-культа в отдельно взятом Фонде Костина. Тема карго-культа и карго-институций пару лет назад была даже любимым развлечением для отдельных полит-феноменологов. Имелось в виду, что власть создает имитации западных институций, которые, разумеется, в местных условиях способны исполнять только карго-культовые функции. Потом-то это рассосалось, по очевидным причинам: никто, собственно, и не морочится, будто тут имеются в виду какие-то подобия западных институций. 

Всем понятно, что все устроено иначе, ну и что - вполне функционирует. Вот, "Газпром" вообще стал мировым лидером по прибыли, кул. Какой карго-культ, зачем? Милицию в полицию переименовали, вот разве что. Мало того, карго-действия совершала, скорее, оппозиция - то "Солидарность" появится, то все эти "Где наш Гавел?!" А Костин вдруг ссылается на Рэнд. Тут же дело не в перенимании чужих методик. Сам по себе Рэнд вполне институционален - именно в общей структуре западной (ну вот так обобщая) власти. Иными словами, отдельная группа стратегических исследователей в лице Фонлда Костина хочет применять западные средства анализа, не имея к тому системных и структурных предпосылок. Да, это он, карго-культ. 

Мало того, у Костина есть и чисто карго-заявление: "Исследования продолжаются, созданы соответствующие платформы, которые позволяют отслеживать и прогнозировать распространение тех или иных новостей в сети. Беда в том, что эти платформы не применимы к российскому интернету, потому что написаны для английского языка. Мы хотим в этом направлении поработать, может быть, в сотрудничестве с какой-нибудь интернет-компанией подобную программу написать, изучив опыт, который уже есть в США и во всем мире. И начать изучение российского интернета".

Конечно, это тут типа светская шутка. Карго-схемы сейчас используются конкретно. Скажем, продвигая закон о иностранных агентах сейчас ссылаются на FARA, The Foreign Agents Registration Act. Вот, у них есть, в России будет так же. Но это, понятно, не желание выстроить соответствующий институт. Никто не собирается вдаваться в детали того, что это, собственно, такое, для чего сделано, как функционирует, в том числе - в какой правовой среде. Нет, хватит термина Foreign Agents, ну и - в России будет так же. Это, конечно, не карго, а просто спекуляция - и как возразить, Америка же.

В случае с Костиным не так - собственно, из его упоминания The RAND Corporation ничего особенно и не следует, просто это его некий идеал. Но, коль скоро Рэнд входит в число немногих упомянутых Костиным think-tank'ов, - еще там ФЭПа (скорее, с уважением), ИНСОР (мимоходом и двусмысленно) и ИнОП (в хорошем смысле) то, видимо, неспроста.

А вот сайт Рэнда. Здесь любопытно провести простой мысленный эксперимент, попробовав спроецировать темы, которые сейчас там стоят на главной странице, на российскую действительность. Да, все это (надо полагать, за вычетом чрезвычайно секретных) в открытом доступе.
How do combat injuries affect veterans in the labor market? 
New compensation system for military reserve members would be similar to active duty pay system. 
California school districts use budget flexibility to balance budgets, avoid layoffs. 
Stigma reduction programs could help those with PTSD, but the evidence is weak. 
Why aren't Americans listening to disaster preparedness messages? 
After the ACA ruling: Time to shift talk to health care costs. 
Prisoner reentry and public health: Is your state ready? 
Ali Nader discusses Iran's internal political dynamics and U.S. options in preventing a nuclear-armed Iran. 
In PRGS commencement address, World Bank president urges graduates to put ideas into action.

Ну вот как-то с трудом получается... Тут дело не в конкретных темах, а в общей тематике. Кейсы там, а не стратегическая пара "власть-оппозиция", довлеющая Костину. Потому что структура власти другая. Это тут не заявление, что ничего поэтому не получится, а просто учет реальности. Структура и принципы организации определяются ее назначением. Ситуация, при которой исследования примерно в духе Рэнда будут привлечены к нынешней системе политического устройства, выглядит завораживающее. Это ж примерно так, как если бы в СССР заинтересовались перенятием опыта работы с рынками ценных бумаг. 

Ну, это уже почти публицистика, зато виден простой способ ее избежать в будущем. Вот, скажем, Республиканская партия России заказывает Фонду Костина аналитику по поводу текущих мотиваций власти в принятии решений. По поводу той же оппозиции, например. Сделают - всем счастье и движение к прогрессу.