События и комментарии экспертов фонда

  |  19 ноября, 2020   |   Читать на сайте издания

Агентурная забота

Сенаторы и депутаты предложили расширить ряды иностранных агентов.
 
Члены комиссий Госдумы и Совета федерации по борьбе с иностранным вмешательством в дела России в среду внесли в Думу пакет поправок, направленных на расширение применения статуса «иностранного агента». Теперь его можно будет присвоить не только НКО и СМИ, но и организациям без образования юридического лица и обычным гражданам. А в избирательном законодательстве появятся кандидаты-иноагенты и кандидаты, аффилированные с иноагентами. Оппозиционеры и эксперты опасаются расширительного толкования формулировок.
 
Среди авторов инициативы, предполагающей внесение изменений сразу в семь федеральных законов,— руководители комиссий Госдумы и Совфеда Василий Пискарев и Андрей Климов, а также депутаты всех думских фракций. Главная новация — возможность присвоения статуса иностранных агентов более широкому кругу физических лиц. Сейчас иноагентами могут стать лишь граждане, распространяющие информацию СМИ-иноагентов и получающие средства из-за рубежа. Теперь же в агенты запишут еще и тех, кто при наличии иностранного финансирования занимается политической деятельностью «в интересах иностранного государства» или сбором сведений в военно-технической сфере, «получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности РФ». Авторы оговаривают, что новые нормы будут применимы к ситуациям, не подпадающим под ст. 275, ст. 276 УК РФ (госизмена и шпионаж).
 
Статус иноагента может присваиваться физлицам «вне зависимости от гражданства».
 
Исключение сделано лишь для сотрудников зарубежных диппредставительств, аккредитованных в России иностранных журналистов и «иных лиц» по решению Минюста, согласованному с силовиками. Физлица-иноагенты, как и НКО, должны раз в полгода отчитываться перед Минюстом о своей деятельности и расходовании полученных из-за границы средств. Распространение в СМИ и интернете материалов иноагентов и информации об их деятельности возможно только с указанием на их статус. При этом физлицам-иноагентам нельзя будет занимать должности на государственной и муниципальной службе.
 
Отдельным законопроектом вносятся поправки в избирательное законодательство, где появятся новые понятия «кандидат, исполняющий функцию иностранного агента» и «кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом».
 
Ко второй категории будут относиться кандидаты, которые в последние два года до объявления выборов были членами НКО-иноагента, работали в СМИ с таким статусом или занимались политикой, получая вознаграждение от иноагентов, в том числе через посредников. Если кандидату присвоен статус иноагента или аффилированного с ним лица, эта информация должна указываться в его подписных листах, на любой агитпродукции и информационных стендах, при выступлениях перед избирателями. В печатной продукции информация о статусе кандидата должна занимать не менее 15% от площади агитационного материала.
 
Кроме того, закон «Об общественных объединениях» предлагается дополнить нормой о том, что иноагентами могут быть признаны организации, действующие без создания юрлица. В первую очередь это касается движения «Голос», занимающегося наблюдением за выборами. В 2016 году после включения ассоциации «Голос» в реестр иноагентов она была ликвидирована и стала работать в формате движения, который не требует образования юрлица.
 
Один из авторов законопроекта депутат Юрий Синельщиков (КПРФ) сказал “Ъ”, что документ «очень пространный»: «Есть некоторые сомнения, которые мы можем поправить во втором чтении, но концепция в принципе годится».
 
Непарламентская оппозиция и правозащитники, напротив, недовольны самой концепцией законопроектов.
Глава партии «Яблоко» Николай Рыбаков считает, что настоящая цель законодателей — «борьба с политическими проектами Михаила Ходорковского», но для реализации этих планов власти вносят рамочные проекты, позволяющие причислить к иноагентам почти любого человека. «От этого закона уже страдают НКО, которые занимаются борьбой с диабетом, онкологическими заболеваниями, ВИЧ и так далее. Огромное количество таких проектов было закрыто из-за закона об иностранных агентах». По мнению господина Рыбакова, определять, кто является агентом, власти будут в зависимости от его места работы: «Если человек работает в "Мемориале" или другом фонде, признанном иностранным агентом, то он как раз попадает под требования закона. Но при желании иноагентом можно признать любого человека».
 
Глава региональных штабов Алексея Навального (его Фонд борьбы с коррупцией уже признан иноагентом) Леонид Волков согласен, что под требования нового закона могут попасть «буквально все», в том числе кандидаты, поддержанные «Умным голосованием» (система поддержки на выборах наиболее сильных оппозиционных кандидатов). Хотя такая маркировка поможет оппозиционно настроенным избирателям лучше ориентироваться в кандидатах, написал он в Telegram-канале.
 
Правозащитник Лев Пономарев считает, что под удар в первую очередь могут попасть российские журналисты, получающие гонорары в зарубежных изданиях и СМИ-иноагентах, и люди, которые выступают экспертами в иностранных организациях. «Сотрудник Google, например, или студент, получивший стипендию за рубежом, могут быть признаны иностранными агентами, если за ними будет зафиксирована любая публичная общественно-политическая деятельность»,— допускает он.
 
Политолог Аббас Галлямов полагает, что формулировки законопроекта позволяют подвести под определение иноагента широкий круг людей, как профессионально занимающихся политикой, так и достаточно случайных граждан: у властей, по его мнению, «не осталось никаких других рычагов борьбы с протестными настроениями, кроме как объявить всех недовольных иностранными агентами».
 
Авторы законопроекта настаивают, что в американском законодательстве похожие нормы существуют с 1938 года.
 
«В американском законодательстве не важно, являешься ты физическим или юридическим лицом. Но если работаешь в интересах иностранного государства, что определяется получением финансирования, ты регистрируешься в качестве иноагента,— поясняет политолог Константин Костин.— Такая практика существует в большинстве стран мира, причем среди старых демократий». Чтобы не было расширительного толкования, законодателям крайне важно уточнить, что подразумевается под финансированием, добавляет эксперт. По его мнению, законопроект не должен ущемлять интересы людей, которые получают доходы от иностранных компаний в результате своей обычной профессиональной деятельности. Впрочем, по данным “Ъ”, авторы законопроекта готовы к тому, что часть формулировок будет смягчена в процессе обсуждения в Госдуме.