СМИ о мероприятиях

  |  27 августа, 2020   |   Читать на сайте издания

https://politanalitika.ru/posts/2020/08/27/kreml-nashel-rabotu-chasti-politologov-i-polittehnologov.html

 

Ряд ведущих федеральных изданий пишет сегодня о докладе и семинаре двух политологических фондах, близких к администрации президента. Все они касаются предстоящих выборов в части продвижения недавно созданных партий, а также губернаторских кампаний.

«Ведомости» пишут, что во всех 18 регионах, где 13 сентября состоятся губернаторские выборы, кампании идут по референдумным сценариям. Вероятность, что выборы пойдут по конкурентному сценарию при определенных обстоятельствах, есть в семи регионах: в четырех, где губернаторы идут на переизбрание, – в Пензенской, Ростовской, Тамбовской областях и Краснодарском крае, и в трех, где на выборы идут врио губернаторов, – в Иркутской, Архангельской областях и Еврейской автономной области (ЕАО). Об этом говорится в докладе близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) о выборах губернаторов и депутатов региональных парламентов в 2020 г.

Эксперты связывают то, что все кампании в этом году референдумные, с несколькими факторами. Где-то, вроде Татарстана, главы обладают высокой популярностью, в некоторых регионах (Коми) врио смогли показать эффективность борьбы с коронавирусом, а в каких-то лоббировали интересы региона в федеральном центре (Камчатский и Пермский края, Архангельская и Калужская области, Севастополь). В части регионов из игры удалось вывести наиболее опасных соперников через межпартийные «сделки», включив оппозиционеров в губернаторские списки кандидатов в Совет Федерации (в Коми, Архангельской и Брянской областях).

Предпосылки к конкурентным сценариям кампании были в Архангельской, Иркутской областях и ЕАО, однако они не реализовались, говорится в докладе. Архангельская область не до конца оправилась от кризиса в Шиесе, а среди кандидатов есть яркая местная оппозиционерка – член «Справедливой России» Ирина Чиркова. В Иркутской области сильны позиции КПРФ, чей региональный лидер Сергей Левченко выиграл конкурентную кампанию в 2015 г., а в этих выборах участвует депутат Госдумы от КПРФ Михаил Щапов. На обстановке в ЕАО сказываются события в Хабаровском крае, где продолжаются протесты из-за ареста экс-губернатора Сергея Фургала. Но кандидат от ЛДПР на выборы в регионе не выдвигался.

Предпосылкой к конкурентным кампаниям может стать то, что у нескольких губернаторов, которые идут на переизбрание, за лето рейтинги выросли незначительно. Если все врио стартовали с электоральными рейтингами в пределах 30-40%, к июлю – августу он составил 50-60%. Среди всех действующих глав меньше всего рейтинги за лето выросли у руководителей Пензенской, Ростовской и Тамбовской областей и Краснодарского края.

Пока на губернаторских выборах во всех регионах прогнозируются референдумные сценарии, говорит руководитель ФоРГО Константин Костин: «Есть семь регионов, где существуют предпосылки к конкурентным сценариям, но при определенных условиях. Например, в Иркутской области сейчас врио губернатора Игорю Кобзеву удалось собрать вокруг себя коалицию из местных игроков, коммунист вряд ли сможет ее разрушить. Но если вдруг в регионе произойдет чрезвычайная ситуация, то и сценарий кампании может поменяться».

У некоторых губернаторов, идущих на переизбрание, рейтинги за лето выросли меньше, чем ожидалось, говорит Костин: «Политтехнологи обычно хотят, чтобы перед финальным этапом кампании рейтинг у губернаторов был больше 60% – это означает гарантию победы в первом туре. Пока у некоторых губернаторов рейтинги ниже, у населения есть некоторая усталость от этих губернаторов. Но риска обрушения рейтингов нет, скорее это недостаточная положительная динамика. Поэтому, скорее всего, вторых туров даже в Пензенской, Тамбовской, Ростовской областях и Краснодарском крае не будет».

Политолог Екатерина Курбангалеева называет четыре региона, где возможны неожиданности, – это Иркутская, Архангельская, Пензенская области и Пермский край. «В Иркутской области может быть не только второй тур, но и победа коммуниста, если КПРФ сами не сольют кампанию, потому что есть ощущение, что их кандидат больше хочет попасть в Госдуму в 2021 г. В Архангельской области, несмотря на зачистку соперников, есть кандидат от ЛДПР Сергей Пивков и кандидат от «Справедливой России» Ирина Чиркова. В регионе обычно низкая явка, и тут вопрос – придут протестники, как в Москве в прошлом году, или лоялисты.

В Пермском крае довольно специфический кандидат для местной элиты, хотя его может защитить эффект новизны. А вот в Пензенской области может сработать эффект 2018 г. – губернатор идет на переизбрание, присутствует электоральная усталость, и не исключена победа малоизвестного кандидата», – говорит Курбангалеева.

В отношении врио губернаторов все-таки работает эффект новизны, рассуждает эксперт: «У людей есть надежда, что новый губернатор будет лучше, чем старый. В целом неожиданностей, сюрпризов на этих выборах ждать не стоит. Хотя и есть ощущение, что растет скрытый протест, который как торфяной пожар распространяется под землей, и это даже социология может не показать. Все равно накоплена негативная энергия за период пандемии, есть усталость от конкретных губернаторов и серьезное раздражение социальной несправедливостью».

«Известия» пишут, что лидеры четырех новых политических партий, которые намерены в 2021 году побороться за место в Госдуме России, рассказали о своих платформах. Встреча с журналистами прошла 26 августа на базе Экспертного института социальных исследований.

Лидер партии «Зеленая альтернатива» Руслан Хвостов заявил о существенных различиях его движения от первой «зеленой» партии, созданной еще в 1990-е. Новые «зеленые» являются современной партией, которая говорит с людьми на современном языке и вовлекает избирателей в работу, отметил политик.

Хвостов сделал упор не только на экологии, но и на важность зоозащиты, которая волнует многих людей. Также лидер «Зеленой альтернативы» выступил за обеспечение россиян базовым доходом. По его мнению, партия уже стала конкурировать с КПРФ благодаря левой идеологической компоненте. Хвостов рассчитывает на 7% голосов избирателей на парламентских выборах 2021 года.

Основатель Партии прямой демократии, разработчик игры World of Tanks Вячеслав Макаров обратил внимание на устаревание формата многих существующих политических платформ в России. По его мнению, тезисы, заявленные при основании многих партий, уже себя изжили.

Благодаря электронным коммуникациям Макаров намерен чутко прислушиваться к мнению избирателей. «Нас интересуют идеи, близкие нашим избирателям. Какие-то взгляды людей можно описать как левые, какие-то – как правые, но есть некая равнодействующая, которая волнует народ. Наша задача – внедрение механизмов прямой демократии на всех уровнях – от федерального до муниципального», – сказал Макаров.

В свою очередь, основатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев заявил, что в стране не хватает конкуренции в политике и бизнесе, при этом есть запрос на обновление.

Среди выдвигаемых партией инициатив Нечаев озвучил запрет «мобильных засад» на дорогах и предложил устанавливать отбойники. Также политик предложил провести реформу МВД.

Первый заместитель председателя партии «За правду» Александр Казаков заявил, что, несмотря на надежность политической системы 2000-х годов, за 20 лет она выработала свой ресурс. По его мнению, необходима новая политическая система, в построении которой примет участие в том числе партия «За правду».

«Коммерсант» добавляет, что на встрече в ЭИСИ президент Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков заявил, что это «соревнование новобранцев» имеет большое значение: от того, как они выступят в 2020 году, будет зависеть то, как изменится расклад сил на выборах в Госдуму в 2021 году.

Хотя у самих партийцев, как выяснилось, разное представление о своем думском будущем.

«Мы осознаем себя как партию большинства. На выборах в Госдуму планируем получить вторую по величине фракцию», – без обиняков заявил первый зампредседателя партии «За правду» Александр Казаков. Лидер Партии прямой демократии Вячеслав Макаров, известный также как создатель игры World of Tanks, признался «Ъ», что для него места в Думе не самоцель: «У нас амбиции простираются до изменения политической системы и введения механизмов прямой демократии на постоянной основе, независимо от того, какое место мы получим в Госдуме».

Управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом, член Общественной палаты РФ Фирдус Алиев сообщил о «кризисе представительности»:

«Есть запрос на появление новых политических сил, которые попробовали бы себя в качестве участников политических забегов».

Но заодно и указал партийцам на недочеты в работе: «Очень мало обращаете внимания на технологическое сопровождение своих кампаний». А господин Чеснаков дал «новобранцам» другой совет: «Рекомендую заниматься своим собственным политическим языком, чтобы вы отличались от других хотя бы на словах».

После того как в 2003 году патриотический блок «Родина» набрал на выборах в Госдуму 9% голосов, ни одной новой политической силе не удавалось повторить этот успех. По мнению политолога Дмитрия Орешкина, не выйдет это и у новых партий, в том числе у партии «За правду», по риторике близкой к «Родине».

«Изменилась целевая аудитория, – объяснил он «Ъ «. – Тогда значительная часть национал-патриотического электората оставалась безнадзорной, а Путин воспринимался как продолжатель дела демократов. Потом он подтянул национал-патриотическую нишу под себя».

Кроме того, подобные «фейковые» партии создавались слишком часто, и за последние 10-15 лет у людей сформировалась острая аллергия на такого рода новообразования, считает эксперт: «Кремлевские стратеги действуют по устоявшемуся плану. Есть национал-патриоты – мы им бросим туда Прилепина. Есть озабоченные экологией – мы им нарисуем новую «зеленую» партию. Есть борцы за европейские ценности – пусть будут «Новые люди». Но у избирателей эти выведенные в пробирке гомункулы доверия не вызывают».

По оценке господина Орешкина, новые партии с помощью местного административного ресурса могут получить места в региональных или городских парламентах, но на выборах в Госдуму у них нет шансов.

Кремль нашел работу части политологов и политтехнологов