Россияне оценили нудность самоизоляции
Фонд развития гражданского общества и социологический центр «Ромир» провели опрос с целью выяснить отношение граждан к коронавирусу и самоизоляции. Более 50% респондентов заявили о поддержке ограничительных мер. 37% опрошенных назвали некоторые из них чрезмерными. В качестве избыточной респонденты чаще всего (13%) называли главную меру борьбы с распространением вируса – самоизоляцию.
Исследовательский центр «Ромир» по заказу Фонда развития гражданского общества провел опрос об отношении россиян к коронавирусу и ограничительным мерам, принимаемым властями. Исследование проводилось в формате телефонного интервью с 13 по 19 апреля на выборке в 2000 человек в 45 регионах. 56% опрошенных заявили, что пандемия несет реальную и серьезную угрозу, при этом 23% считают, что угроза есть, но она преувеличена. Проблема распространения вируса волнует 78% опрошенных.
Трудности в повседневной жизни в связи с режимом самоизоляции испытывают 81% респондентов.
Среди главных проблем респонденты называют невозможность выйти на улицу (45%) и недостаток средств профилактики (44%). Только 2% назвали трудностью отсутствие работы или угрозу безработицы. 5% заявили о финансовых затруднениях и нехватке денег.
Каждый третий участник опроса (37%) считает чрезмерными какие-то из введенных властями ограничительных мер. Таким респондентам предлагалось назвать ограничения, на их взгляд излишние. В лидерах оказалась самоизоляция: ее назвали 13% опрошенных. Примерно такому же числу опрошенных не нравятся штрафы за нарушение режима самоизоляции. Среди других «избыточных» мер респонденты назвали ограничение на передвижения по городу (12%), закрытие предприятий (11%), введение пропусков (10%), запрет на прогулки на свежем воздухе и в парках (6%).
Действия федеральных властей считают адекватными угрозе 44% респондентов. 27% считают их недостаточными, 17% – слишком жесткими, а 5% – избыточными.
Еще 8% затруднились ответить на этот вопрос. Действия региональных властей респонденты оценивают аналогично. Оправданными их считают 46%, недостаточными – 28%, слишком жестокими – 14%, избыточными – 5%. При этом общие ограничительные меры поддерживают 58% респондентов, специальные меры для больных с подтвержденным диагнозом COVID-19 – 69%. К введению жесткого карантина «скорее положительно» отнесутся 65% опрошенных, «скорее негативно» – 24%.
Только 50% заявляют, что знают о вводимых мерах поддержки бизнеса, 30% – что-то слышали, 16% – не знают совсем. 64% знают, куда обратиться в случае критической ситуации, вызванной эпидемией, 24% – что-то слышали, 10% – не знают о них. Наиболее известными мерами поддержки являются: налоговая отсрочка (33%), кредитные каникулы для граждан (24%), поддержка малоимущих (21%).
Наиболее надежным средством получения информации для респондентов остается телевидение.
Ему доверяют 25%, называют в качестве источника информации – 78%. На втором месте идут интернет-СМИ, которые используют в качестве источника информации 72%, доверяют – 20%. 63% опрошенных в большей степени интересует мнение практикующих врачей, только 15% – мнение представителей органов власти. 46% заявляют о том, что информация о коронавирусе в СМИ их пугает, 33% считают, что им дают объективную картину, 30% говорят, что эта информация помогает преодолеть сложившуюся ситуацию. 55% считают, что информации о коронавирусе достаточно, 25% считают ее избыточной, 16% заявляют о дефиците данных.
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин обращает внимание, что эти цифры отражают исключительно текущий момент, который он считает серединой эпидемии: «Сейчас существующая угроза консолидирует людей вокруг власти». В будущем, по его словам, настроения граждан могут измениться и будут в первую очередь зависеть от действий власти по поддержке пострадавших.
«В нашем обществе огромное количество бюджетников и пенсионеров, они гарантированно получают зарплаты и пенсии, смотрят телевизор и боятся заразится. Самозанятых и ИП не так уж много», – объясняет политолог Константин Калачев результаты опроса. Он также обращает внимание, что респонденты ратуют за режим карантина, так как надеются, что его введение будет означать режим ЧС и компенсации потерявшим деньги. Вместе с тем эксперт считает, что в подобных исследованиях есть и манипулятивная составляющая: по словам господина Калачева, некорректно задавать одни и те же вопросы по самоизоляции людям из разных регионов, так как ограничения и подходы региональных властей везде разные.
Андрей Винокуров, Мария Макутина