СМИ о фонде

  |  05 ноября, 2019   |   Читать на сайте издания

Константин Костин: Введение смертной казни не решает проблемы повторения преступлений против детей

FLB: После второго за месяц убийства ребёнка общество заговорило о снятии моратория на смертную казнь в России. Глава ФоРГО Константин Костин высказал свою позицию.
 
Сначала убийство в начале октября девятилетней девочки в Саратове, затем 31 октября убийство шестилетнего мальчика в детском саду Нарьян-Мара. Эти события всколыхнули соотечественников, с новой силой россияне заговорили о необходимости снять мораторий на смертную казнь в стране. За возврат к смертной казни уже выступили телеведущий Владимир Соловьев, другие журналисты и многие пользователи Сети. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов анонсировал внесение в Госдуму законопроекта об отмене моратория на смертную казнь для террористов и убийц детей.
 
«Только смертная казнь», — написал Соловьев в своем Telegram-канале после появления новостей об убийстве ребенка в детском саду в Нарьян-Маре. «В таких случаях, суд должен проходить молниеносно и преступника казнить немедленно после оглашения приговора», — считает журналист Александр Сосновский. «Ну что — не нужна смертная казнь, господа гуманисты?», — высказался Виталий Третьяков.
 
По данным «Ридуса», более 65% пользователей Рунета одобряют введение смертной казни, против выступают чуть больше 27%.
 
По данным Фонда «Общественное мнение», которые обнародовало РИА Новости, большинство россиян (69%) считают, что за некоторые преступления следует приговаривать к смертной казни; причем более половины (52%) вернули бы эту меру в российскую практику, а более трети (37%) считают введение в 1996 году моратория на применение смертной казни верным решением.
 
По данным опроса в социальной сети "ВКонтакте" на странице Госдумы за возвращение использования смертной казни в Российской Федерации для педофилов и убийц детей поддерживает 80% граждан.
 
В то же время противники смертной казни уверены, что при возврате к ней мы окажемся в стане государств, в которых всегда есть процент ужасной ошибки, когда к смерти приговорён невиновный.
 
В эфире программы «Вечерняя смена» радиостанции «Радио России» 1 ноября председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин поделился с ведущими Аллой Волохиной и Вячеславом Коноваловым своим пониманием проблемы.
 
«При любых резонансных преступлениях, терактах, убийствах детей, преступлениях против лиц, находящихся в беспомощном состоянии, количество сторонников смертной казни ситуативно растет, однако, мы должны думать о том, чтобы такие преступления предотвратить. Конечно, наказание преступника – вещь очень важная, потому что это наказание имеет отношение к справедливости. Но хочу сказать, что пожизненный срок в колонии строго режима без права амнистии – это достаточно суровое наказание. Мы должны говорить и думать о том, как сделать так, чтобы преступления, в данном случае преступления против детей, не повторились. В этом смысле введение смертной казни нисколько этой проблемы не решает», - сказал Константин Костин.
Что касается судебных ошибок, то политолог и глава ФоРГО согласен, что они бывают. Но именно в случае пожизненного заключения такую ошибку можно исправить.
 
«Если человек находится на пожизненном наказании, и находятся факты, доказывающие невиновность, то можно судебную ошибку исправить. В случае смертной казни, когда приговор приведен в исполнение, исправить уже ничего нельзя. Статистика судебных ошибок в этом смысле удручающая, и не только у нас, когда у нас моратория не было, но и в целом в мире, где смертная казнь существует, например, в США, в тех штатах, где она действует. Поэтому мы должны исходить из интересов общества. Интересы общества заключаются в том, чтобы подобных преступлений не повторялось, мы должны обеспечить безопасность детей, которые живут, тех, кто завтра пойдут в детские сады, в школы, что бы им ничего не угрожало, вот об этом мы должны думать. Убийца в Саратове уже неоднократно привлекался, можно было предположить, что он ещё раз совершит подобное преступление, но у нас нет института пробации, нет достаточного надзора за такими лицами, а по поводу убийцы мальчика в Нарьян-Маре тоже, уверен, откроются какие-либо дополнительные факты: либо его предыдущее поведение, либо психиатрическая экспертиза что-то даст.
 
Костин поставил серьёзно другой вопрос в связи с этой горячей темой. То, что действительно необходимо сейчас – это создание института пробации.
 
«Это надзор за всеми лицами, которые совершили подобные, может быть более лёгкие преступления. Саратовский убийца привлекался за изнасилование, соответственно, почему он оказался на свободе? Почему за ним не осуществлялось надзора? Для примера, на Западе, если у человека найдут повторно детскую порнографию, то он попадает под наблюдение правоохранительных органов, он ходит с браслетом. Подобного рода преступники, рецидивисты, лица, которые замечены в предосудительном поведении, должны находиться под надзором. Это нормальная мировая практика и это реально снижает уровень преступности, это обеспечивает безопасность детям», - уверен председатель правления ФоРГО.
 
«Мы должны думать о современных практиках пробации, изменении нашего уголовного законодательства для того, что бы и у органов правопорядка, и у судебной системы было достаточно возможностей предотвращать такого рода преступления, главное - в этом. Жесткость наказания никогда не влияет существенно на снижение уровня преступлений того или иного типа, только неотвратимость наказания и современное законодательство», - считает эксперт и добавляет: «Государство не может в отношении конкретного человека, в преступлении которого нет никаких сомнений, отменить мораторий, а потом его обратно его ввести. Не может быть избирательного персонального применения закона. Если мораторий будет отменен, то он будет отменен для всех. Если он существует, то он существует для всех. Пожизненное заключение в колонии строгого режима – это достаточно суровое и тяжелое наказание. Многие преступники, находящиеся там, может быть предпочли бы для себя выбор».
 
Напомним, мораторий на смертную казнь был введён в России в 1997 году, с момента, когда страна вступила в Совет Европы. Тогда был подписан протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Последний смертный приговор в России был приведён в исполнение в 1996 году. Вопрос о возможной отмене моратория неоднократно поднимался в российском обществе.