Статьи на ту же тему
| 17 апреля, 2019 | | | Читать на сайте издания |
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) подготовил аналитический доклад "ЕДГ-2019: стартовые условия, сценарии и прогнозы". Эксперты исследовали стартовые условия и сценарии выборов в регионах, где уже совсем скоро развернется борьба за посты губернаторов. Об основных тенденциях предстоящего Единого дня голосования, о запросах граждан и современных моделях политического поведения электората - читайте на "ФедералПресс".
В сентябре этого года выборы губернаторов пройдут в 16 субъектах Федерации - в Санкт-Петербурге, республиках Алтай, Башкортостан и Калмыкия, Забайкальском и Ставропольском краях, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Курганской, Курской, Липецкой, Мурманской, Оренбургской, Сахалинской и Челябинской областях.
Жители Забайкалья и Сахалинской области будут выбирать руководителей своих регионов досрочно, так как предыдущие главы сложили свои полномочия. Так, Олег Кожемяко (экс-губернатор Сахалинской области) был переведен в Приморье, где в декабре прошлого года с большим перевесом выиграл выборы губернатора. Экс-глава Забайкалья Наталья Жданова ушла в отставку по собственному желанию, и регион также ждут выборы нового руководителя.
Крупные региональные кампании, но только парламентские, пройдут еще в 13 регионах страны - в Москве, Севастополе, республиках Алтай, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Крым, Марий Эл, Татарстан и Тыва, Хабаровском крае, Брянской, Волгоградской и Тульской областях. Так совпало, что на Алтае и в Волгоградской области выборы губернаторов и депутатов будут проходить параллельно.
Эксперты ФоРГО отмечают еще одну важную деталь: свои посты досрочно сложили главы 13 регионов, избранные или переизбранные в 2014-2016 годах. И только в Ставропольском крае, Волгоградской и Вологодской областях баллотироваться будут действующие губернаторы.
Перспективы конкурентных сценариев в регионах, где в сентябре пройдут выборы губернаторов, можно оценить, основываясь на данные электоральной статистики последних лет. Видно, что при назначении врио губернатора президент Путин "по существу номинирует его в качестве потенциального кандидата, делясь с ним своим рейтингом (с 2012 года не было ни одного прецедента неучастия президентского назначенца в выборах)". "Переизбирающиеся действующие главы по общему правилу заручаются поддержкой президента. Единая Россия, будучи партией власти, выступает опорой глав и врио, даже если те по каким-то ситуативным причинам формально баллотируются самовыдвиженцами. Поэтому учитывать результаты Владимира Путина и ЕР объективно необходимо", - полагают эксперты.
Что касается перспектив самой "Единой России" на выборах в региональные законодательные собрания, то гарантированные шансы удержать позиции у партии есть в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Крыму, Татарстане, Тыве, а также в Волгоградской и Тульской областях. Объясняется это тем, что в большинстве из названых субъектов за последние несколько лет главы сменились только в Кабардино-Балкарии и Тульской области. Но ни в одном из этих регионов ни у КПРФ, ни у ЛДПР, а тем более у других партий нет сильных отделений.
Интересными традиционно обещают быть выборы Московской городской Думы. "Здесь высокая концентрация оппозиции, и это всегда создает для партии власти дополнительные сложности. Однако, безусловно, стоит обратить внимание на то, что в 2016 году кандидаты ЕР победили в 13 округах из пятнадцати. А Сергей Собянин улучшил свой результат с 51,37% в 2013 году до 70,17% в 2018-м", - отмечают авторы доклада.
Трудными для "Единой России" эксперты называют предстоящие выборы на Алтае, в Марий Эл, где может быть сильное противодействие со стороны коммунистов, и в Хабаровском крае, где на выборах губернатора в прошлом году победил представитель ЛДПР Сергей Фургал.
Эксперты ФоРГО при подготовке доклада проанализировали ситуацию во всех субъектах, где в этом году состоятся выборы высших должностных лиц. Это касается как регионов, где назначены временно исполняющие обязанности губернаторов, так и регионов, где с высокой долей вероятности на выборы пойдут действующие руководители.
Особый интерес, конечно, вызывают новые люди - врио губернаторов. По мнению авторов доклада, "решающую роль в успехе новых назначенцев будет играть качество коммуникации". При этом, отмечают в ФоРГО, врио обязательно должен быть погружен в проблематику "до самого низового уровня", а также реально понимать, как решить повседневные проблемы жителей вверенного ему региона.
На данный момент у всех назначенцев фиксируются "хорошие стартовые показатели". Эти позиции, по мнению экспертов, обеспечиваются поддержкой президента Владимира Путина и федерального центра в целом. Конечно, не стоит забывать и об уровне высокой профессиональной квалификации назначенцев - все это формирует позитивные ожидания граждан. "Этот кредит доверия может стать основой для устойчивых и высоких электоральных показателей только в случае эффективного и качественного исполнения обязанностей врио (желательно превосходящих в каких-то аспектах показатели предшественников)", - констатируют эксперты.
Авторы доклада отмечают повышение запроса со стороны жителей регионов на личную вовлеченность кандидатов в кампанию и "новую искренность". Важны встречи, общение, социальные медиа "с учетом реального отношения, эмоционального настроя граждан". Если на это все врио не будут обращать внимания, есть риск, что их действия и слова будут либо игнорироваться электоратом, либо работать во вред им же самим.
По мнению экспертов, в этом избирательном цикле "продолжится изменение моделей политического поведения больших социальных групп, которое отчетливо проявилось в ходе кампании 2018 года". "Нельзя автоматически записывать в сторонники власти бюджетников, а в оппозиционный электорат - участников протестных групп", - заявляют авторы доклада.
На этот раз никакого эффекта, считают эксперты, не принесут инерционные сценарии избирательной кампании, во время которых провластные кандидаты дистанцируются от выборов и от электората. Прогнозируется "быстрая политизация социальной и этической проблематики" (это авторы доклада называют одним из основных рисков предстоящей кампании), а также "качественное изменение структуры медиапотребления не только по типам СМИ, но и форматам, интонации и эмоциональной окраске сообщений".