Статьи на ту же тему
| 15 апреля, 2019 | | | Читать на сайте издания |
Администрация президента планирует использовать на выборах в регионах новые инструменты прогнозирования и социологические методики, рассказали «Ведомостям» несколько человек, близких к Кремлю. Это реакция на выборы 2018 г., когда четыре губернатора не смогли избраться в первом туре, а соответствующие прогнозы появились слишком поздно, говорят собеседники. По словам одного из них, запрос на новые подходы есть со стороны администрации, социологи и эксперты тоже готовы предложить новые методики.
Что нового
Социологи предоставляют администрации президента данные по губернаторским выборам, проводя личные и телефонные опросы, а сейчас добавились и онлайн-опросы, говорит человек в администрации: «Они включают мониторинг соцсетей, т. е. на их основе идет некоторая корректировка данных – пока в порядке эксперимента. Такой мониторинг начался по регионам, где уже более-менее определились кандидаты в губернаторы». В соцсетях будет оцениваться частота и контекст упоминаемости кандидатов, число лайков, шеров и комментариев, добавляет он.
Социологи хотят применять новые методики, но любые новые методы дорогостоящи и пока не прошли обкатку, говорит гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Санкт-Петербург и Москва, где в этом году будут выборы губернатора и думы соответственно, высокоинтернетизированные города, набирается критическая масса тех, кто может высказывать свое мнение в сети, поэтому органично их там же и опрашивать». При этом могут использоваться как опросы через соцсети – чтобы ловить респондентов там, где они «живут», – так и традиционные опросы, при анализе которых учитывается не только то, что сказал человек, но и его «цифровой след», добавляет социолог: «Такие истории уже пробовались на выборах, но в широком масштабе не применялись».
Опросы к выборам в регионах традиционно проводят ВЦИОМ и ФОМ, свои данные представляет ФСО. Эти данные могут быть точнее, поскольку ФСО может замерять уровень «административного влияния», поясняет человек, близкий к администрации президента. В 2018 г. из четырех вторых туров не был предсказан только один – в Приморском крае, говорит собеседник в администрации. Но в прошлом году первая социология была в мае, а в этом данные появились гораздо раньше и опросы проводятся чаще, добавляет он.
Опросы проводят чаще и начались раньше, но системно подход не менялся, говорит другой человек, близкий к администрации президента: «Раньше по выборным регионам социология была раз в квартал, сейчас – раз в месяц, а к выборам, может быть, будет чаще. Измеряются рейтинги всех известных кандидатов и общая ситуация в регионе». Еще один собеседник говорит, что в 2018 г. о вторых турах заговорили лишь за месяц до выборов. ФОМ в начале сентября предсказывал второй тур в трех регионах (в Приморье они исследование не проводили).
В чем проблема
Классический инструментарий социологов в 2018 г. дал сбой, говорит человек, близкий к администрации: «От социологов нужна большая реактивность. Появилась новость, ее обсудили в соцсетях, или люди вдруг вышли на митинг, настроения поменялись – а социологи замерить не успели. Гранды социологии не ошибаются по электоральным данным и политическим индикаторам, но не всегда успевают замерить настроения». О том, что администрация ставила задачу повысить точность прогнозирования выборов, знает еще один человек, близкий к Кремлю.
Два человека, близких к администрации, говорят, что планируется активнее привлекать для замеров, не только выборных, более мелкие компании – такие как «Инсомар» и «Циркон». «Они в том числе могут перепроверять ранее полученные данные. Потом все исследования становятся объектом обсуждений», – поясняет один из собеседников. Руководители «Инсомара» «Циркона» Сергей Хайкин и Игорь Задорин в воскресенье не ответили на звонки «Ведомостей».
Свои методики предлагают и близкие к Кремлю фонды. Так, человек в ЭИСИ говорит, что они начали сами проводить социологические исследования. Свой проект готовит Фонд развития гражданского общества, сообщил его руководитель Константин Костин: на выборах в Мосгордуму-2019 они планируют создать новую прогнозную модель, которую в 2020 г. хотят опробовать на выборах в заксобрания, а в 2021 г. – на выборах в Госдуму. Фонд намерен использовать данные ежемесячных опросов в Москве, а также результаты анализа медиа, соцсетей, поисковых запросов по кандидатам в Мосгордуму – все эти показатели вместе с результатами выборов загрузят в нейросеть, чтобы она выдала формулу, по которой нужно сопоставлять данные для первого прогноза, который затем будет корректироваться, отмечает Костин: «Тогда по заксобраниям в 2020 г. мы, возможно, уже сможем дать точный прогноз в апреле».
Что думают эксперты
Разговоры о точности и применимости социологических данных для прогнозирования итогов выборов возникают периодически с 2008 г., напоминает Костин: «Но все это носит ярко выраженный цикличный характер: когда для социологов плохой год, то начинают обсуждаться новые подходы, а если следующий год хороший, то обо всем забывают до нового прокола». Но сейчас ситуация более драматичная, считает эксперт: в период длительной социальной депрессии для того, чтобы понять политическое поведение граждан, а тем более предсказать его в день голосования, одних опросов точно недостаточно. Единственное, что позволяет улучшить качество прогнозов, – сценарное прогнозирование, уверен Костин: «То есть сопоставление большого количества данных, наложенных на конкретный сценарий кампании – референдумная она или нет, скандальная или спокойная. В каждом случае одни и те же показатели могут работать по-разному». Социологи же живут вне сценарного прогнозирования, а люди сейчас в один день могут сказать, что им нравится врио губернатора, а через два дня – после какого-то высказывания, действия или публикации – все может измениться, подчеркивает эксперт: «Поэтому нужно использовать и другие данные – мониторинг медиа и соцсетей, фокус-группы, электоральную статистику, сопоставление новых и старых показателей».
Никогда нельзя абсолютизировать какой-то один подход к прогнозированию, считает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Даже в социологии важно сочетание количественных и качественных методов, без чего сложно увидеть тренды и тем более их предсказать. Анализ соцсетей, как и экспертные мониторинги, может добавить данных, повысить точность оценок и моделирования. Главное – чтобы увеличение количества исследований не превращалось в самоцель и способ увеличения бюджетов кампаний». Сколько бы ни было различных социологических данных, результат выборов в конечном счете будет зависеть больше от квалификации политтехнологов, их способности работать со всеми данными, их интерпретировать, выстраивать стратегию и корректировать ее в случае необходимости, отмечает эксперт: «С точки зрения социологии кампании [вновь назначенных] врио губернаторов часто типовые и не самые сложные. Переизбрание действующего губернатора на второй срок – это уже другой тип кампании, здесь ее проработанность на основе исследований намного важнее».
Ежемесячная социология перед губернаторскими выборами была всегда, говорит политолог Андрей Колядин: «В прошлом году по Приморью прогноз был очень точен – за неделю до выборов он показал проблемы, поэтому туда выехали сотрудники администрации президента». С другой стороны, когда речь идет о планировании кампании, то по ежемесячной социологии можно выстраивать реальность, но она не будет точной, так как свои шаги делают и оппоненты кандидатов от власти, подчеркивает эксперт: «Социология за месяц до выборов, за две недели и за неделю может быть разной. Какие-то не те шаги делает кандидат, его рейтинг падает или у конкурентов растет. Если регион проблемный, то социологию делают еще чаще – как было в Приморье, когда избирали [Олега] Кожемяко». Но в случае с новыми врио предсказать вторые туры за три месяца до выборов невозможно, уверен Колядин: «У новых врио нет ни рейтингов, ни антирейтингов – они как пластилин, можно слепить что угодно, и рейтинги будут меняться от кампании. Поэтому это риск в первую очередь для новых врио».