СМИ о фонде

  |  29 октября, 2018   |   Читать на сайте издания

Альянс мегаполисов: эксперты о создании в России третьей по величине агломерации

На Урале зарождается новая агломерация, которая объединит два мегаполиса – Екатеринбург и Челябинск. Одним из условий появления этой агломерации является строительство между городами высокоскоростной железнодорожной магистрали. Активно продвигает тему агломерации и строительства ВСМ губернатор Южного Урала Борис Дубровский.  
 
Стоит отметить, что если Уральская агломерация будет создана, то станет третьей по величине агломерацией в стране после моноцентрических агломераций – Москвы и Санкт-Петербурга. Однако это агломерационное объединение будет полицентрично, – оно соединит два крупных уральских центра.
 
Два года назад эксперты представили правительству РФ принципиально новую стратегию пространственного развития страны.  В основе одного из сценариев лежит идея создания в стране восьми конурбаций – агломераций, объединяющих несколько крупных городов, расположенных в пределах 300 километров друг от друга. Аналитики считают, что концентрация населения дает высокую производительность труда, добавленную стоимость, рост ВВП и качества жизни.
 
Президент России Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию предложил развернуть масштабную программу развития городов и населенных пунктов. По мнению президента, малые населенные пункты должны быть интегрированы в общее социальное пространство. Расходы на эти цели в ближайшие шесть лет будут удвоены.
 
Агломерация как шанс на лидерство
 
Губернатор Борис Дубровский считает, что Екатеринбург и Челябинск не должны упустить шанс стать третьей по величине агломерацией, а залогом успеха является высокоскоростное железнодорожное сообщение.
 
«С предложением построить ВСМ мы вышли к государству в конце прошлого года. Это совместный проект со Свердловской областью и нашими промышленниками, и мы все верим в него. Строительство магистрали даст серьезный импульс развития нашим регионам. Такое усиление дорожного сообщения позволит создать третью по величине агломерацию в России после Московской и Санкт-Петербургской, которая определит новый вектор развития территорий», – заявил Борис Дубровский в выпуске телепередачи «Деловое утро» на НТВ. 
 
Как известно, идея уральской полицентричной  агломерации появилась после то, как два крупных уральских мегаполиса приступили к реализации своих региональных проектов «Большой Челябинск» и «Большой Екатеринбург». В руководстве этих регионов быстро поняли, что только этими проектами решить проблему «драйвового» развития не возможно. Нужен мощный синергетический проект более высокого межрегионального уровня, который втянет в орбиту мегаполисы, прежде, еще в советское время, вовлеченные в промышленную взаимосвязанную систему интеграции заводов.
 
Руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин считает, что исторический момент для выстраивания кооперации самый подходящий – и в том, и в другом городе в ближайшие годы пройдут крупные международные мероприятия.
 
«Сегодня необходимо не просто перезагрузить эти хозяйственно-экономические связи, а выстроить новую систему «умной кооперации». Инструменты для этого дает нам реальность – ВСМ, ЭКСПО-2025, аэропорты, ШОС и БРИКС, логистические узлы, «умное производство», «умные города» и другое. Помимо традиционного регионального «капсоревнования»  создается новое качество совместного продвижения проектов, в процессе которого стирается взаимное недоверие, ревность, подозрительность, ведь региональные команды понимают, что такие крупные проекты поодиночке им не дадут, они их сами не поднимут. А первые успехи и выгоды рождают «аппетит» к новым проектам, приходящий, как мы знаем, в процессе», - говорит Гагарин.
 
Стоит отметить, что речь идет не об административном объединении, субъекты не потеряют своей самостоятельности, речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве двух территорий, о совместных крупных проектах, которые будут приносить доходы в бюджеты двух областей.
 
«На территории страны можно создать порядка 20 крупных агломераций и кластеров. Что значит создать? Это значит придумать им условную управленческую структуру, которая бы занималась бюджетом развития, чтобы власти двух субъектов координировали свою деятельность по развитию территорий, без объединения в единый политический субъект», - поясняет политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев.
 
Выгоды и риски
 
Эксперты отмечают, что агломерации – настоящий драйвер развития территорий. В их создании много всевозможных плюсов, прежде всего, - это скоординированная деятельность, планирование, оптимизирование структур управления.
 
Политолог, представитель отделения Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Челябинской области Андрей Лавров считает, что агломерация с участием Екатеринбурга и Челябинска, а может и других крупных уральских городов, одинаково важна для всех ее участников. В данном случае, по мнению аналитика, нет основного бенефициара.
 
«Создание агломерации – это, конечно, мечта. Мечта и для челябинцев, и для екатеринбуржцев. Взаимовыгодная в этом смысле ситуация. Может это и не по любви. Я не скажу, что между Челябинском и Екатеринбургом есть особенная любовь, потому что всегда есть элемент соперничества, и это нормально. Между Москвой и Питером тоже есть соперничество, но будущее – за мегаполисами. Сделать третий (после Москвы и Питера) агломерационный проект – это очень перспективно», - считает Лавров.
 
По словам эксперта, это объединение, в каком-то смысле «предопределено космосом», откуда два уральских города видны как единая линия.
 
«Все восточное побережье Соединенных Штатов от Нью-Йорка до Нового Орлеана будет через 15 лет единым городом. Это закон того, как развивается сейчас структура городов, население и урбанистика. И точно так же будет и у нас, если не через 15 лет, то может быть чуть позже», - прогнозирует Андрей Лавров.
 
Конечно, у каждой стороны есть свои опасения. По словам Лаврова, челябинские элиты несколько переживают, что будут поглощены екатеринбуржцами. Однако всерьез об этом размышлять не стоит:
 
«Боится, что сожрут, только слабый. Если ты достойный – у тебя просто появляются новые рынки. Лично я не против, если у меня еще появится и рынок Екатеринбурга, потому что я могу конкурировать. Бояться конкуренции – это глупо, надо просто наращивать свои компетенции», – советует политолог, отмечая, что после объединения у наших городов уже не будет такого конкурента как, например, Новосибирск.
 
По мнению господина Лаврова, города все равно объединятся рано или поздно, однако важно выиграть время и стать третьей по величине агломерацией.
 
Олег Матвейчев считает, что вместе с созданием агломерации есть риск тотальной урбанизации, при которой утрачивается культура сельских поселений.
 
«У агломерации есть один большой жирный минус, собственно из-за которого эту идею и критикуют, агломерации – это продолжение урбанизации. Они уничтожают корни народа, всю традиционную сельскую культуру, а вместе с ней уничтожаются не только традиционные ценности культуры, но и село. Ухудшается демографическая ситуация, потому что в урбанизированных территориях с демографией всегда все очень плохо», – отмечает эксперт.
 
Именно в связи с этими рисками президент страны Владимир Путин говорил о компромиссном варианте альянса, когда город не поглощает небольшие поселения, напротив, на других отдаленных территориях тоже создается инфраструктура с использованием современных технологий.
 
Политолог Андрей Колядин указывает на еще один нюанс – при полицентричной агломерации объединяющиеся города должны быть примерно одинаково развиты. В противном случае, более сильный город поглотит слабый.
 
«Если один город развит, а другой город слаб, в таких агломерациях передовой город начинает «утаскивать» к себе и рабочую силу, и высококлассных специалистов, соответственно он развивается более стремительно за счет соседнего города. Поэтому, прежде чем увязывать между собой Челябинск и Екатеринбург, нужно понимать, что сегодня некоторые уже едут из Челябинска работать в Екатеринбург. Челябинск нужно развивать, в него нужно вкладывать ресурсы, средства для того чтобы уровень заработных плат был достаточно высок. В этом случае города начинают дополнять друг друга, создавать общую инфраструктуру, снижать расходы на менеджмент, на общее управление, сопровождение самых различных проектов, как следствие, эти проекты становятся более рентабельными», - отмечает Андрей Колядин.
 
Проведение в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС как раз поможет Челябинску набрать дополнительный вес. А высокоскоростная железнодорожная магистраль будет использоваться не только жителями Челябинска для поездок на работу в более крупный город за хорошей зарплатой, но по большей части для реализации крупных совместных проектов.