СМИ о фонде

  |  29 августа, 2018   |   Читать на сайте издания

Эксперты ФоРГО оценили лишь 10 губернаторских выборов за шесть лет как конкурентные

МОСКВА, 29 августа. /ТАСС/. Лишь 10 избирательных кампаний по выборам глав регионов с 2012 года были конкурентными, в основном губернаторские выборы в России проходят по доминантному сценарию, кампании этого года − не исключение. Такие выводы содержатся в докладе Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) о выборах высших должностных лиц.

Документ, который будет презентован на круглом столе 30 августа, есть в распоряжении ТАСС.

С 2012 года, когда были возвращены прямые выборы глав регионов, до 2017 года выборы высших должностных лиц прошли во всех 76 субъектах, где предусмотрены или были предусмотрены прямые выборы. При этом в 11 регионах − Коми, Марий Эл, Удмуртии, Забайкальском крае, Амурской, Белгородской, Брянской, Калининградской, Кировской, Новгородской и Рязанской областях − губернаторов за этот период выбирали дважды. То есть за минувшие шесть лет прошли 87 губернаторских кампаний.

В единый день голосования 9 сентября прямые выборы губернаторов пройдут в 22 регионах. В 21 субъекте (Москве, Хакасии, Якутии, Алтайском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Магаданской, Московской, Кемеровской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Псковской, Самарской и Тюменской областях, Чукотском автономном округе) это уже вторая кампания с 2012 года, в Амурской области − третья.

Большинство губернаторских избирательных кампаний, прошедших с 2012 года, проходили по так называемым доминантным сценариям. «То есть их победители были известны заранее, борьба если и велась, то сугубо за вторые места», − поясняют авторы доклада.

«Лишь в 10 регионах отмечалась конкуренция в том смысле, что результаты кандидатов власти оказывались заметно ниже ожидавшихся, они неубедительно преодолевали планку, отделяющую от второго тура. И лишь в одной Иркутской области в 2015 году угроза второго тура материализовалась и вместо врио губернатора Сергея Ерощенко в итоге избрался депутат Госдумы от КПРФ Сергей Левченко», − говорится в докладе.

Среди конкурентных кампаний прошлых лет эксперты ФоРГО отмечают также выборы мэра Москвы в 2013 году, когда Сергею Собянину оппонировал Алексей Навальный. В прошлом году выборы губернаторов прошли в 16 регионах, конкурентных кампаний среди них не было, считают авторы исследования.

В этом году все 22 избирательные кампании являются доминантными, отмечается в докладе. При этом эксперты разделяют их на предопределенно-доминантные, когда действующий руководитель субъекта «безоговорочно доминирует в региональной политике», а сколько-нибудь заметные оппоненты и конкуренты «отсутствуют как явление», и условно-доминантные. В последнем случае губернатору или врио главы региона, чтобы обеспечить доминирование, надо «нейтрализовать оппонентов, используя те или иные средства, от договорных до «силовых».

Исходя их этих критериев, авторы доклада выделяют как предопределенно-доминантные кампании в Москве, Подмосковье, Красноярском крае, Кемеровской и Тюменской областях.

Почему выборы лишены конкуренции

Среди причин отсутствия конкуренции эксперты ФоРГО называют и «муниципальный фильтр», который критикуют многие эксперты и оппозиционные политики. Однако они выделяют и другие, «более глубокие и потому более значимые» аспекты.

По мнению авторов доклада, «превосходство кандидатов власти задается не только и не столько их административным ресурсом, а авторитетом [президента РФ] Владимира Путина». Он назначает врио глав регионов, фактически выдвигая их на выборы, а выдвижение на новый срок действующих губернаторов считается поддержанным им.

«Соответственно, конкурировать с выдвиженцами Путина, мягко говоря, объективно затруднительно», − полагают политологи.

Также, по их мнению, системные оппозиционные партии и несистемная оппозиция не располагают кадрами, способными убеждать региональные элиты и избирателей и проводить эффективные кампании. КПРФ, имевшая ранее «целую когорту номенклатурных профессионалов, выброшенных из власти в 1991 году и жаждавших реванша», исчерпала этот ресурс и теперь выдвигает «молодых функционеров или средней руки предпринимателей».

Кроме того, региональные элиты и федеральный бизнес, активно участвовавшие в выборных кампаниях в 1990-х годах и начале 2000-х, инвестировавшие в кандидатов, «давно усмирили свои амбиции и лишились прежней субъектности», к тому же ценность губернаторства для этих групп снизилась, «полномочия и возможности губернаторов сократились».

Эксперты придерживаются мнения, что конкурентность на губернаторских выборах зачастую не востребована избирателями. «Руководителей регионам подбирает президент. Граждане в массе считают это совершенно нормальным и правильным, а к выборам относятся как к формальной процедуре, в чем-то даже избыточной», − отмечается в докладе.

Поэтому, подчеркивают авторы, конкурентные сценарии губернаторских выборов «обречены быть исключениями из правила», обусловленными, например, непогашенными вовремя внутрирегиональными конфликтами, интригами против отдельно взятых губернаторов, ошибками штабов. Однако за прошедшие с момента возвращения прямых выборов шесть лет, полагают эксперты, накопился приличный опыт «ранней диагностики» подобных угроз, и «пришло ясное понимание, что искусственное стимулирование конкуренции бессмысленно и даже деструктивно».