СМИ о фонде

  |  28 августа, 2017   |   Читать на сайте издания

Муниципальному фильтру предложили реновацию

Реновацию муниципального фильтра вместо его отмены предложил провести Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) в очередном аналитическом докладе «Выборы глав регионов в 2017 году: сценарии развития» (есть в распоряжении «Известий»). Авторы документа проанализировали ситуацию с конкурентностью на выборах глав субъектов РФ и предложили свою версию причин, по которым только 10 кампаний последних пяти лет могут считаться в полной мере конкурентными.
 
Доклад посвящен электоральной ротации глав регионов, которая в этом политическом сезоне завершается во всех субъектах Федерации. С 2012 года выборы состоялись в 67 регионах (кое-где губернаторов успели избрать даже дважды), еще 9 субъектов получат выборного губернатора по итогам голосования 10 сентября (в остальных регионах главу избирает парламент – это Крым, НАО, ЯНАО, ХМАО и ряд субъектов Северного Кавказа). Это значит, что после Единого дня голосования в России впервые после восстановления прямых выборов губернаторов в 2012 году не останется на посту ни одного губернатора-назначенца.
Авторы доклада отмечают, что за минувшие пять лет подавляющее большинство кампаний проходили по «референдумным сценариям» - то есть победители были известны заранее, борьба велась разве что за вторые и третьи места. В докладе подчеркивается, что это не лишает голосование его «выборной сущности».
 
«Конкурентность – это опция, а не квалифицирующий признак выборов, как и «референдумность», - говорится в тексте доклада. – «Референдумные» выборы широко распространены в зарубежной политической практике».
 
Авторы подчеркивают, что свободные выборы в любом случае поливариантны: избиратель может отказаться от голосования или проголосовать «против всех», если такой вариант разрешен законодательством. Выборы в любом случае выполняют главную цель, состоящую в том, чтобы «связать народ – конституционный источник власти – и ее непосредственных носителей». Кроме того, автор доклада отмечают, что предопределенность победителя не всегда означает предрешенность результата. Неожиданной может быть не только победа кандидата, не считавшегося фаворитом на старте кампании (например, коммуниста Сергея Левченко в Иркутской области в 2015 году), но и незначительный разрыв между соперниками, неубедительное преодоление планки второго тура.
 
По этим признакам, в частности, эксперты ФоРГО признают конкурентными 10 кампаний за последние пять лет: выборы мэра Москвы в 2013 году, выборы в Амурской, Архангельской и Омской областях в 2015 году, в республике Алтай и Якутии в 2014-м, в Забайкалье и Ульяновской области в 2016 году.
 
Для этого существовали объективные причины, отмечают аналитики: в 2012 году «не все понимали «пределы допустимого», в 2014 году «крымский консенсус» дал очевидное преимущество кандидатам власти, а в 2015-2016 годах многие политические акторы решили поберечь ресурсы для парламентской кампании.
 
При этом авторы доклада подчеркивают, что в ряде случаев конкурентный потенциал кампаний сокращался намеренно, как посредством сделок (например, нежелательные конкуренты номинировались в Совет Федерации), так и через «манипуляции с муниципальным фильтром».
 
«Злоупотребления ограничениями конкуренции, как и ее «искусственное выращивание» одинаково сомнительны, - отмечают авторы доклада. – И очевидно, что муниципальный фильтр нуждается в реновации».
 
В качестве мер «реновации» предложено, в частности, считать, что если партия представлена в 25% муниципалитетов регионов и более (хотя бы одним депутатом), то ее кандидат должен регистрироваться автоматически. Верхнюю планку муниципального фильтра предлагается понизить. А для решения проблемы «задвоенных» подписей эксперты ФоРГО предлагают запретить собирать и сдавать в комиссии больше 10% подписей муниципалов.
 
Как пояснил «Известиям» глава ФоРГО Константин Костин, в отдельных регионах за кандидатов от власти подписывалось до 90% муниципалов, в результате оппозиции не оставалось свободных депутатов. «Лишние» автографы предлагается «обнулять», а кроме того, разрешить муниципальным депутатам подписываться в поддержку более чем одного участника избирательной гонки. 
 
Ранее в СМИ обсуждался вариант, согласно которому от сбора подписей мундепов могли бы быть освобождены представители парламентских партий.
 
- Я бы не делал исключений для парламентских партий, - сказал “Известиям” Константин Костин. – Задача фильтра – не только квалифицировать партию, но и стимулировать ее к работе на муниципальном уровне. Ведь даже КПРФ выдвигает кандидатов в среднем не более чем на 80% муниципальных мандатов, а у остальных представителей думской оппозиции эти показатели еще хуже. 
 
Эксперт пояснил, что правило об освобождении от фильтра в случае, если партия представлена в 25% муниципалитетов всех уровней, не должно оказаться непреодолимым для парламентских структур. 
 
- Крайне важно, чтобы муниципальный фильтр, сохраняя стимулирующее воздействие, не становился заградительным барьером, - подчеркнул Константин Костин. – Если посмотреть конфликтные ситуации со снятием кандидатов – Руцкой в Курске, Мархаев в Бурятии – там везде были одна-две задвоенные подписи. Каждый цикл были примеры, когда сильные кандидаты не попадали на выборы. Зачем это нужно? Крайне важно, чтобы выборы были открытыми - это важнейшее условие того, чтобы люди их воспринимали как легитимные.
 
Член Совета директоров Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов (институт также недавно выступил с докладом о конкуренции на губернаторских выборах), сказал «Известиям», что «единственный квалифицирующий признак выборов – легальность».
 
- Главное – прошли ли выборы по закону, все ли желающие из имеющих право голосовать попали на избирательные участки и как их голоса были учтены, - сказал Глеб Кузнецов. – Все остальное опционально.
 
Эксперт также отметил, что критерием конкурентности или легитимности кампании нельзя считать внешне яркие проявления политической состязательности («как в 90-е годы»).
 
– Есть два принципиальных подхода: с одной стороны – европейский, с другой - американский и латиноамериканский, - пояснил он. – В Европе выборы проходят спокойно, ярких кампаний не так много. В Новом свете выборы яркие, с большими бюджетами, с эффектом карнавала. Выбрать главу фавел Рио-де-Жанейро стоит столько же, сколько главу крупного города США. Карнавализация выборов никак не связана с реальным политическим наполнением кампании, это просто элемент традиции.
 
Для дискуссии о будущем муниципального фильтра необходимо «понять роль главы региона в современной политической системе», отметил Кузнецов: определить, является ли губернатор политиком, хозяйственником или экономистом.
 
Константин Костин напомнил, что о необходимости смягчения муниципального фильтра ранее высказывался первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, отмечавший при этом, что необходимо сохранить стимулирующую составляющую фильтра.