Мозолин: Мобилизационный потенциал интернета не в состоянии привести людей к избирательным участкам
Константин Костин в своём интервью изданию «ФедералПресс» затронул сразу несколько тем, в том числе влияние социальных медиа (в частности Telegram-каналов) на социально-политическую обстановку в стране. Этот вопрос также заинтересовал директора АНО Центр «Аналитик» Андрея Мозолина и своим мнением на этот счёт он поделился с редакцией «Повестки дня»:
«По поводу того, что сегодня интернет меняет политические процессы, есть несколько моментов, которые стоит обозначить.
Первое – мобилизационный потенциал интернета пока еще всё-таки довольно слабый, он ещё не в состоянии привести людей к избирательным участкам. На какие-то конкретные акции, какие-то конкретные действия – да, может. Это быстрый канал донесения информации именно мобилизационного плана, но на самом деле с точки зрения формирования мнения и влияния на умы масс, говорить о том, что интернет-порталы и социальные сети – это «наше всё», я бы пока не стал. Скажем так, сейчас мы наблюдаем процесс взаимопроникновения, когда у нас и телевидение, и газеты, и информационные агентства практически все имеют свои собственные сайты или форумы. С другой стороны, они уже вносят многие элементы интерактива социальных сетей.
Ну и, соответственно, когда та или иная тема появляется сперва на телевидении, а потом раскручивается в интернете или наоборот – это вполне естественный процесс, который мы сегодня и наблюдаем. А синергический эффект, связанный с попаданием той или иной темы в повестку дня, связанный с привлечением внимания людей – это работает, но пока ещё в меньшей степени.
При этом, сегодня социальные сети и Telegram-каналы являются как бы сетевыми СМИ и могут прекрасно использоваться для различных вбросов. Как, например, абсолютно непроверенной, но достоверной информации, так и формирование фейковых новостей. В данном случае определённый уровень доверия к напечатанной информации всё-таки присутствует. А если это ещё сделано в какой-нибудь удобоваримой упаковке – издание, либо какое-то информационное агентство, то определённый эффект от фейковых новостей, фейковых персонажей, создание неких не имеющих никакого отношения к реальности новостей, но которые могут повлияет на мнение даже не широкой массы людей, а какой-то определённой группы населения. Такое уже использовалось на протяжении последних лет, а то, что мы видим сейчас просто начинает носить массовый характер. Но так как эта сфера ещё недостаточно урегулирована на уровне законодательства, думаю, что какое-то время она ещё поживёт, но не думаю, что это будет слишком долго», - рассказал эксперт.
Также в том интервью речь зашла о «жалобах» некоторых политологов и политтехнологов на нехватку денег и отсутствие работы. Костин к этому высказыванию отнёсся весьма скептически, а наш эксперт, в свою очередь, этот скепсис поддержал:
«А что касается политологов и политтехнологов…Не могу детально говорить за всё политтехнологическое сообщество, но давайте проведём такой условный хронологический водораздел. В начале двухтысячных годов отменили выборы губернаторов. Возьмём даже промежуток 2000-2002 года. Тогда сложилась очень интересная картина, когда начавшие работать в девяностом и самом начале нулевых политтехнологи стали интегрироваться либо в конкретные политические партии, либо в органы власти, либо уходили в бизнес. И у этих людей, который начинали тогда и наработали себе какую-то репутацию, которые успешно работали в бизнесе, проблем с трудоустройством не существовало никогда.
Те же, кто появились позднее, уже попадали и на выборы другого масштаба, и задачи перед ними ставились другого масштаба. И опираясь на ту легенду о возможностях финансирования, которые были в девяностых-двухтысячных, они тогда не имели тех возможностей и ресурсов в силу объективных обстоятельств. И политическая ситуация стала совершенно другая. Не было такого числа источников финансирования и такого «буйства креатива», которое было до двухтысячных годов тоже не стало. Была задача хоть как-то привести в порядок наш политический ландшафт и в последние 15 лет эта задача решалась.
Сегодня у нас не так много партий, а также каких-либо условно независимых кандидатов, которые могли бы потянуть аппетиты некоторых политтехнологов. Если идут выборы в небольшом муниципалитете, где финансирование, соответственно небольшое – 300-400 тысяч, то кто из политтехнологов на это пойдёт?
Есть объективная ситуация – на данный момент у нас не так много есть операторов, которые занимаются распределением кампаний. И больше их не станет. Все более-менее крупные политические партии имеют своих штатных политтехнологов, потому привлекать кого-то нового нет смысла.
Короче говоря, всегда кто-то будет плакать о том, что ему что-то там не досталось. Ну что тут сказать? Надо работать, надо бегать…», - резюмировал Андрей Мозолин.