Предпосылками для формирования "путинского большинства", отмечали в ФоРГО, стали сформировавшийся в начале 2000-х годов запрос на лидерство; соответствие идеологической платформы Владимира Путина ценностным установкам подавляющего числа россиян; успехи в реализации программы развития России; проведение независимой внешней политики, утверждение роли России в мире.
Во втором докладе, который вышел в мае 2016 года, эксперты фонда подчеркивали, что "путинское большинство" стало ядерным надпартийным электоратом президента России и готово поддержать главу государства в случае его решения баллотироваться на президентских выборах в 2018 году.
В ФоРГО тогда сделали вывод, что президент продолжает приобретать все большую поддержку со стороны различных политических сил. Российского лидера поддерживают как сторонники четырех парламентских партий, так и политических сил, не имеющих представительства в Госдуме, отмечали эксперты.
Что изменилось за прошедший год? Начать, впрочем, стоит с того, что не поменялось. "Путинское большинство" сохраняет стабильность и по-прежнему представлено во всех социально-демографических, профессиональных и политических стратах общества, говорится в докладе. Более того, подчеркивают в ФоРГО, вопреки прогнозам, несмотря на сложную экономическую и внешнеполитическую ситуацию, "путинское большинство" не только не теряет сторонников, а напротив — приобретает. Происходит это за счет молодежи, а также людей, которые по тем или иным причинам не принимали участия в предыдущих избирательных кампаниях.
В своих выводах авторы доклада опираются на исследования ведущих социологических центров России - фонда "Общественное мнение", ВЦИОМ и Romir.
Эксперты фонда отмечают, что "путинское большинство" демонстрирует высокую политическую активность и является ведущей политической силой в избирательном цикле 2017 — 2018 годов. В докладе отмечается, что именно от этих избирателей зависят результаты глав регионов, которым предстоит участие в выборах и которые получили поддержку главы государства. То же самое можно сказать и о президентских выборах в 2018 году.
Если Владимир Путин примет решение баллотироваться на пост главы государства, то выборы в 2018 году, по сути, будут носить референдумный характер, отмечается в докладе. Исследования различных социологических служб показывают, что уровень электоральной поддержки главы государства находится на уровне 61—66 процентов. С учетом явки результат может достигнуть 75 процентов.
Ни один из потенциальных оппонентов на выборах не сможет составить конкуренцию действующему президенту России. Альтернативного кандидата на выборах главы государства "путинское большинство" не имеет. Ни один из действующих политиков в России в представлении этих людей не сопоставим с Владимиром Путиным и не сможет его заменить, если действующий глава государства не будет участвовать в выборах в 2018 году.
Эксперты Фонда развития гражданского общества также назвали в докладе ключевые ценности, вокруг которых сформировалось "путинское большинство": во-первых, субъектность РФ как государства, самостоятельно определяющего направления своего развития в интересах граждан страны, свободное от навязывания чужой политической воли; во-вторых, патриотизм как основополагающий элемент системы ценностей граждан и государства в целом; в-третьих, демократия как тип общественного устройства, позволяющая в максимальной степени обеспечить народное представительство во власти в условиях сложноорганизованного социума; в-четвертых, рыночная экономика как система, создающая наиболее благоприятные условия для повышения качества жизни людей; в-пятых, социальная справедливость и социальные гарантии для всех россиян; и наконец — стабильность как необходимое условие для реализации всех предыдущих принципов, для поступательного развития и движения страны вперед.
При этом эксперты фонда отмечают последовательное снижение уровня конфликтности политических дискуссий в течение последних двух лет. И хотя особый интерес у "путинского большинства" вызывают внешнеполитические события, однако и внутренняя политика не игнорируется. Но при этом следует учитывать, что в первую очередь людей заботит происходящее на городском и региональном уровне, тогда как уровень интереса к социально-экономическим событиям государственного масштаба относительно низкий, а к внутриполитической и партийной тематике и вовсе стремящийся к нулю. Негативные события регионального уровня вызывают недовольство местными властями, но практически никак не сказывается на уровне поддержки главы государства.