«Путинское большинство» выводят на сцену
На старте электорального цикла оппозиция в расчет не принимается
Итоги региональных и президентских выборов определит "путинское большинство", которое охватывает 77% избирателей, говорится в опубликованном докладе ФоРГО. Тем самым подводится черта под дискуссией о целесообразности конкурентных сценариев: считается, что достойных соперников у действующей власти просто нет.
4 мая 2017г. можно по праву считать датой фактического старта большого избирательного цикла, в рамках которого 10 сентября пройдут региональные выборы, а 18 марта 2018г. будет избран (переизбран) президент. Начало кампании ознаменовано рядом недвусмысленных сигналов, отправленных Кремлем политическим элитам, в том числе в регионах.
Если не Путин, то никто
Одним из таких сигналов стал опубликованный 4 мая доклад Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), посвященный анализу феномена "путинского большинства". Эту тему прокремлевский фонд изучает с 2015г. и выводы, сделанные в ситуации "посткрымского" общественного подъема, экстраполирует на предстоящий выборный цикл. Так, по мнению экспертов ФоРГО, "сложная экономическая и внешнеполитическая ситуация не повлекла за собой оттока сторонников действующего президента РФ". Более того, "существующие объективные трудности содействовали не только консолидации "путинского большинства", но и привели к притоку в его ряды новых сторонников".
При подготовке доклада использовались данные социологических исследований, проведенных холдингом Romir, Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фондом "Общественное мнение" (ФОМ). Базовый электорат Владимира Путина оценивается в 77% (по данным Romir) и складывается из тех, кто на вопрос "Можете ли вы назвать себя сторонником Путина?" ответил в апреле "определенно да" и "скорее да". Показатель сопоставим с прогнозируемым экспертами ФоРГО результатом действующего президента (в случае участия в выборах): 70-75% с учетом неопределившихся избирателей. Напомним, в прошлом году губернаторам была поставлена задача: основной кандидат должен получить не менее 70% голосов при максимально высокой явке.
Согласно выводам ФоРГО, Путин станет не только основным, но фактически единственным реальным кандидатом. "Ни один из возможных оппонирующих кандидатов на предстоящих выборах не сможет составить значимой конкуренции действующему главе государства, что позволяет сделать вывод, подтверждающий референдумный характер предстоящей кампании по выборам президента РФ", - утверждают авторы доклада. Также, по их мнению, "высокие показатели возможной электоральной поддержки В.В.Путина в 2018г. подкреплены безальтернативным характером предпочтений его сторонников", то есть ни за кого другого они голосовать не готовы даже в случае неучастия действующего президента в следующих выборах.
Приговор непутинскому меньшинству
Другим важным сигналом стало интервью "Известиям" руководителя Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Андрея Шутова. Как известно, недавно созданный ЭИСИ играет роль главного "мозгового треста" при администрации президента (АП), ответственного в том числе за выработку предвыборной стратегии. Отвечая на вопрос, почему Путин "должен руководить следующие шесть лет", Шутов подчеркнул, что действующий президент "выполняет свою историческую миссию". "Это лидер, о котором будут писать историки, и его пребывание у власти важно для реализации вектора дальнейшего развития нашей страны", - добавил эксперт.
Мнение Шутова четко согласуется с тезисом экспертов ФоРГО, выделенным в упомянутом докладе жирным шрифтом: "Путинское большинство" в полной мере олицетворяет население России с идентичным кругом интересов, проблемным полем, ценностным каркасом и перспективными устремлениями".
В этой концепции "непутинское меньшинство" выводится за рамки повестки, не учитывается как электорально значимый фактор. На общество как бы переносится модель Госдумы, где партия власти имеет конституционное большинство и голосует без оглядки на другие фракции. При этом думская оппозиция даже формально противостоит лишь "Единой России", президента же поддерживает. Конформизм политических лидеров ведет к размыванию грани между властью и системной оппозицией. По данным ВЦИОМ, сторонниками Путина являются 6% избирателей, голосовавших на выборах в Госдуму за "Справедливую Россию", 5% отдавших голоса за ЛДПР и 5% - за КПРФ.
Несистемная оппозиция на компромисс не идет, поэтому фактически изолирована от политического процесса. С точки зрения Кремля она не только не олицетворяет население России, но и несет ему угрозу. Комментируя решение суда, который накануне оставил без изменений приговор Алексею Навальному (лишающий лидера оппозиции возможности баллотироваться), глава ЭИСИ заявил, что президентские амбиции Навального "становятся не то что неуместными, они становятся смешными". "Сам факт приговора говорит о том, что его политическая карьера завершена", - резюмировал Шутов.
Позиция более чем информированного эксперта подтверждает прогноз ФоРГО о референдумном характере выборов-2018.
Конкуренция или диктатура большинства?
В тот же день, 4 мая, были ретранслированы как минимум еще два сигнала Кремля. РИА "Новости" привело комментарии политологов Константина Костина и Николая Миронова, которые оценили достижения Путина на президентском посту и спрогнозировали его действия в ходе предполагаемого четвертого срока. Между тем ВЦИОМ опубликовал данные апрельского исследования, согласно которому деятельность главы государства одобряют почти 82% опрошенных.
И все же наиболее содержательным посланием стал доклад ФоРГО, в котором грядущие президентские выборы тесно увязаны с региональными. Исследование фактически подводит черту под дискуссией о целесообразности реализации конкурентного сценария в одном или нескольких субъектах РФ. "Путинское большинство" - ведущая политическая сила в предстоящем большом электоральном цикле 2017-2018гг. Именно она определит результаты выборов "президентских выдвиженцев" в регионах РФ, а потом сыграет решающую роль на главных выборах страны", - говорится в докладе.
Этот вывод вызывает много вопросов. Если с президентскими выборами все заранее понятно, то губернаторские в нескольких субъектах РФ воспринимаются как площадки для более-менее честного состязания кремлевских назначенцев с представителями оппозиции. Так, непредсказуемым станет результат выборов в Свердловской области в случае регистрации Евгения Ройзмана. Одного авторитета президента может оказаться недостаточно для гарантированного избрания его выдвиженца Евгения Куйвашева. Не самые прочные позиции у кандидатов от власти в Марий Эл и Карелии, острая борьба намечается в Севастополе.
Но ставка на "путинское большинство" плохо согласуется с конкурентным сценарием. Если 77% базового электората "определят результаты выборов", то участие в них кандидатов от оппозиции автоматически превращается в фикцию. В некоторых регионах дело обстоит именно так, однако назначение ряда губернаторов-технократов в электорально сложные территории говорит о том, что в Кремле рассчитывают не только на "большинство", но и на "меньшинство", которое в иных субъектах довольно значительно. Сохранение муниципального фильтра также свидетельствует о неуверенности власти в безусловной победе своих кандидатов.
Одно из двух: либо прокремлевские эксперты преувеличивают долю лояльного электората (возможно, добросовестно заблуждаясь), либо концепция конкурентных выборов больше неактуальна, и "правильная" социология послужит банальным прикрытием для широкого применения админресурса.
В силу специфики стартовавшей большой кампании губернаторские выборы станут прологом к президентским. 10 сентября выяснится не прогнозируемое, а реальное значение "путинского большинства".
Александр Билибин