СМИ о мероприятиях

  |  17 декабря, 2013   |   Читать на сайте издания

http://zelenodolsk24.ru:Власть шаговой недоступности

 

Органам местного самоуправления не хватает ясности в распределении полномочий, денег и квалифицированных кадров – к таким выводам пришли участники круглого стола, организованного ФоРГО. «Но главная проблема нынешней системы местного самоуправления – удаленность власти от граждан», – заявил газете ВЗГЛЯД один из участников встречи, депутат Госдумы Вячеслав Тимченко.
Послание Федеральному собранию, в котором Владимир Путин поднял вопрос о размытости полномочий местного самоуправления, о «выхолощенности» власти на районном уровне, вызвало дискуссию о реформе тех инстанций, которые «должны находиться на расстоянии вытянутой руки», – от мэрий городов до сельских поселений, отметил председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин, выступая на круглом столе, который фонд организовал во вторник.
Напомним, что президент, выступая 12 декабря перед парламентариями, констатировал: «Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно». Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы, подчеркнул глава государства. Полномочия районных органов самоуправления в сфере образования, здравоохранения, соцзащиты переданы региональным властям, которые, в отличие от местных чиновников, не являются «самой близкой властью к людям».
Президент обратился к Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, к губернаторам и федеральным законодателям: «Давайте посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы наконец привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее, еще в начале декабря, Народный фронт предложил подумать об изменении закона о местном самоуправлении, а также проработать механизмы финансовых льгот для социально ориентированных НКО. К этому призвала сопредседатель центрального штаба фронта Ольга Тимофеева на встрече с лидером движения, президентом Путиным.
В законодательстве даже отсутствует понятие «город»
«131-й закон – действующий закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» – не исчерпал себя, но он и не совершенен – за 10 лет, прошедших с момента принятия, он исправлялся 84 раза, было внесено более 200 поправок», – сказал на круглом столе председатель Всероссийского совета местного самоуправления, член комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, единоросс Вячеслав Тимченко. Но сейчас, подчеркнул депутат, «пришло время принимать, не побоюсь этого слова, и кардинальные решения, поскольку точечные правки не дали искомого результата: приближения власти к населению и активного участия населения в работе этой власти».
Однако в ходе реформы, как подчеркнул Костин, важно избежать сползания этой дискуссии в плоскость спекуляций. «Заявления по поводу политической непредставленности горожан не имеют под собой почвы с учетом того, что существуют городские округа по выборам в Госдуму, есть городские округа по выборам в законодательные органы субъектов Федерации», – пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД Костин.
Кроме того, как напоминает эксперт, опрос «Левада-центра», опубликованный накануне, показывает, что интерес к «чистой политике» у россиян снижается. Действительно, судя по результатам этого исследования, лишь 1% опрошенных заявили, что очень интересуются политикой, притом что 26% сообщили, что «совсем не интересуются» (в 2007 году таких было 18%).
«Представление, согласно которому городские слои не имеют политического представительства и вопрос о выборности мэров и гордум может стать частью некоей протестной повестки, сильно преувеличено», – заявил Костин.
«Представление об организованном слое «разгневанных горожан» – это пристрастный взгляд из Москвы. Точнее, взгляд представителя определенной аудитории, – подчеркивает Костин. – Социальная поведенческая модель у жителей крупных городов приходит в соответствие с тем, что мы видим в Европе, в США».
Жители заинтересованы в том, чтобы знать, к кому, на какой уровень власти надо обратиться за решением повседневных проблем, и в том, чтобы эти проблемы решались быстро и эффективно. Задача же местного самоуправления, подчеркивает Костин, «стимулировать не политическую, а гражданскую активность» населения.
«На самом деле полезно выехать из Москвы и посмотреть, как устроен муниципалитет, посмотреть на городской округ, на район, на уровень поселения. Очень освежает», – отмечает глава ФоРГО. Одна из главных реальных проблем системы местного самоуправления – отсутствие адекватной законодательной базы, уверен Костин.
Сейчас же, констатирует политолог, налицо «перехлест», пересечение и путаница границ компетенции органов госвласти и местного самоуправления, а также уровней самого самоуправления. Напомним, что, по действующему закону, система местного самоуправления в России двухуровневая: районы и поселения.
«Необходимо нормальное наполнение органов самоуправления полномочиями, разграничение полномочий и предметов ведения и обеспечение всего этого деньгами. И я надеюсь на то, что все эти вопросы будут прописаны законодательно, – отмечает Костин. – Однако сейчас в российском законодательстве даже отсутствует понятие «город».
Рождение «агломераций» 
Одно из возникших в развитие президентского послания предложений – о нем упомянули и Костин, и выступавший вслед за ним президент фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин – на днях представил Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), возглавляемый политологом Дмитрием Бадовским.
Судя по документу, размещенному на сайте фонда, предлагается два варианта муниципальной реформы. В первом случае руководители муниципальных районов и городских округов встраиваются в систему государственной власти – назначаются главами регионов (правда, муниципальные депутаты получают право отвергнуть кандидатуру, предлагаемую губернатором).
Второй вариант: предполагается создать в региональных центрах и крупных городах некие «городские агломерации» – в их полномочия будут входить вопросы промышленной и научно-технической политики, здравоохранения и дорожного строительства. Главы агломераций, по мнению авторов проекта, должны назначаться сверху, а городские думы – составляться из депутатов, делегированных снизу – от районных муниципалитетов.
Предложение Бадовского и его коллег – далеко не единственный возможный вариант реформы местной власти, подчеркивает Костин. Главное, что сохранять статус-кво не следует – это означает консервацию накопившихся проблем.
«При нашей ментальности и наших финансовых возможностях работа двухуровневой системы местного самоуправления практически невозможна», – отметил председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований Степан Киричук.
По словам сенатора, когда он был во главе города, ему «приходилось много и очень долго – 15 лет – делить деньги для самоуправления: старался разделять по справедливости, но все время получал упреки – тому не дал, этому не дал». Система распределения финансовых потоков сверху и налоговых поступлений снизу должна стать более понятной, уверен Киричук.
«Что касается самого 131-го закона, то, на мой взгляд, его потенциал не исчерпан, – полагает сенатор. – Впервые в законе была заложена вариативность органов местного самоуправления – принцип, который до сих пор в должной мере не был задействован».
Но главное, подчеркивает глава комитета, власть должна стать прозрачной и доступной. «Зайдите в здание местной администрации средней руки, и зачастую первое, что вы увидите, – турникет, – заявил Киричук. – Может ли слуга, избранный народом, отделяться турникетами от народа? Не опасается ли он тех, от кого он должен быть на расстоянии вытянутой руки?»