СМИ о мероприятиях

  |  18 декабря, 2013   |   Читать на сайте издания

Реформе местного самоуправления добавили вариантов

Вчера в Фонде развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина прошел круглый стол "Местное самоуправление: проблемы эффективности и модели развития". Господин Костин не исключает варианта реформы местного самоуправления (МСУ), предложенного Фондом ИСЭПИ, но предлагает дать регионам возможность выбирать из разных моделей, предусмотрев, например, "параллельное существование выбранного мэра и назначенного губернатором руководителя". Эксперты считают, что, имея возможность отменить выборы, региональные власти обязательно этим воспользуются.

О необходимости реформировать систему МСУ в своем послании 12 декабря заявил президент Владимир Путин. Он назвал районный уровень власти "выхолощенным" и поручил уже в следующем году законодательно изменить принципы организации МСУ для создания "сильной, финансово состоятельной власти на местах". После этого Фонд ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований) под руководством Дмитрия Бадовского предложил, в частности, оставить МСУ только на уровне районов, а города перевести в зону ответственности государственной власти (см. "Ъ" от 16 декабря).
 
Вчера предстоящую реформу МСУ обсудили в ФоРГО. Константин Костин отметил, что "ключевой вопрос — это пересечение полномочий между органами МСУ двух уровней и органами госвласти субъектов". Главной задачей он считает четкое распределение предметов ведения, а не то, "стоит или не стоит выбирать мэров". "Стремление политизировать" предстоящую реформу, говорит он, носит искусственный характер, "местное самоуправление — это ЖКХ, благоустройство, чтобы люди по дорогам могли проехать, а в квартирах были свет и вода".
 
Глава ФоРГО считает, что необходимости радикально переписывать законодательство о МСУ нет — достаточно внести "поправки и уточнения" в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". При этом он предлагает сохранить несколько моделей организации МСУ, выбирать из которых наиболее подходящую "исходя из принципа федерализма" должны регионы. "Нужно учитывать плотность населения, уровень промышленности, регион более урбанистический или в нем больше сельских поселений,— говорит господин Костин.— Вряд ли найдется идеальная модель, которая подойдет для всей страны". По его мнению, допустима и модель, разработанная ИСЭПИ, но она не должна быть единственной. Среди возможных вариантов глава ФоРГО назвал схему "назначаемый мэр города и МСУ на уровне городских районов", при которой городское собрание формируется из представителей районных советов, а также "параллельное существование выбранного мэра и назначенного губернатором руководителя".
 
Законодательное оформление реформы, считает Константин Костин, займет не меньше года, а потом в течение нескольких лет должен быть переходный период. "У нас есть конституционные рамки, ограничения, связанные с Европейской хартией местного самоуправления",— пояснил он. Сейчас, уточнил он, в законодательстве много пробелов: например, даже не прописано определение города, толкование слова "мэр" также может быть различным — "либо это полновластный руководитель, либо "английская королева", имеющая право только открыть заседание думы,— но жители требуют одного и того же".
 
Председатель комиссии по региональному развитию и федеративным отношениям Общественной палаты Леонид Давыдов также считает, что недопустимо предлагать "Якутии, которая сравнима по площади с Западной Европой, такую же модель, как Калужской области".
 
Политолог Евгений Минченко считает, что "нельзя сводить все к вариантам, предложенным ИСЭПИ", однако отмечает, что и у предложений ФоРГО есть минус: если у региональных властей появится возможность выбирать схему МСУ с отменой выборов мэров, они обязательно этим воспользуются. При этом он отмечает, что конфликты между мэром и губернатором "стимулируют развитие конкуренции", а избранные мэры в среднем все же эффективнее назначенных сити-менеджеров. Кроме того, "возникает вопрос, откуда брать губернаторов, если они раньше не прошли горнило выборов". "Мы отменили выборы губернаторов, но в итоге все равно пришлось к ним вернуться,— говорит политолог.— Не могли найти 83 адекватных человека, а где будут брать несколько десятков тысяч мэров?"
 
Таисия Ъ-Бекбулатова